Главная — Бьет руль при торможении на большой скорости /
30 мая 2014

Я приобрел себе новенький ВАЗ 2110, но когда притормаживаешь на скорости около 110 км/ч появляются весьма ощутимые и неприятные вибрации руля. В чем причина их появления и как избавится от это неприятного явление?

Александр Миронов, Нижний Новгород

Определить причину их появления у себя в гараже не так то просто, но к счастью владельцы "десяток", исходя из опыта эксплуатации, поставили весьма точный диагноз, что причина такого недостатка именно в тормозах а не руле.

Диагноз и способ устранения вибрации руля при торможении

Как устраняют эту проблему? Те, кто склоны верить в замену запчастей, ставят другие тормозные детали. Весьма редко, если болезнь длятся не слишком долго, это поможет, но по большому счету это просто пустая трата вашего времени и бюджета. Это тоже самое что попытаться избавиться от сильной ангины простыми мятными леденцами.

Рекомендации опытных водителей: необходимо поменять все тормозные диски на совершенно новые. Рецепт тех, кому не раз приходилось так делать: ставить следует импортные диски, ведь у отечественных дисков особенно рыночных, биение может стать больше, чем у родных, полученных с конвейере, да и металл более сырой чем у импортных, который с легкостью поддается “шлифовке” от тормозных колодок и дорожной пыли с песком.

Но даже после замены на очень качественные тормозные диски результат будет не всегда положительный ведь суть проблемы может быть в другом.

Пример из опыта

Автомобиль: ВАЗ-2112, пробег примерно 55 тыс/км. Проблема: дрожь в руля при торможении на высокой скорости. Профилактические действия: проверена ходовая механика и все органы авто управления. Произведенена замена левого рулевого наконечника, а колеса сбалансированы. Вариант устранения неисправности: замена или шлифовка тормозных дисков.

Следует заметить, что проточка дисков торможения, работа требуемая квалификационных знаний, поэтому следует доверить ее только опытному токарю! Видимая с первого взгляда шероховатость на рабочей поверхности после проточки не опасна.

К счастью как правило толщины диска хватает для проточки. Следует отметить, что у вазовских десяток минимальная приемлемая толщина вентилируемого диска составляет 17,8 мм, а не вентилируемого диска составит 10,8 мм).

Вместе с опытным токарем устанавливаем диски. Осталось всего лишь закрепить суппорт и установит колесо, но все же что то гложет. Прислушался к интуиции — она просит не устанавливать колесо, а перепроверить биение тормозного диска. Ну надо же в квалифицированном мастере усомнился?! Эти отточенные диски стали лучше заводских. А интуиция все же: мол, может быть, там еще что то не так.

Короче, перепроверили: биение рабочей поверхности тормозного диска на двадцати пяти сотках! Хоть завод и разрешает большую величину — 15 соток, но зачем нам на высокой скорости такое чувствительное биение — стрелка индикатора просто скачет!

В чем тут дело? Подшипник ведь не при чем, мы его перепроверяли. Отстегиваем диск, замеряем еще раз биение ступицы. Ужас, 18 соток “гуляют”! Все, доигрались. Привет "ВАЗу" и его поставщикам...

Нетрадиционные меры

Настроение упало, но приходит весьма смелая мысль: можно ли ступицу на рабочем месте подточить, как деталь зажатую в токарном станке, при достаточных оборотах как у токарного станка, хватит? Токарь скорей всего посоветует: почему бы и нет, давай проверим, только за конечный результат не отвечаю, в первый пробую. В общем, смысл такой: если хочешь экспериментировать над своей машиной, то держать не буду, но без гарантий.

Я согласен, ну а что, терять? В любом случае, этот заводской “сюрприз” необходимо поменять или проточить, а еще и ступицу выпрессовывать, затем обратно запрессовывать (а такие действия гаражной обстановке сложное мероприятие), подшипник еще один покупать — а гарантии нет, что он будет качественный? Давай все же, экспериментировать: тебе достанется опыт, а мне хороший шанс обойтись минимальными затратами, да и очень интересно, в конце концов, чем все это закончится.

Он начал прикидывать все размеры необходимого приспособления и куда бы его прикрепить. Приспособление следует, во первых, жестко прикрепить, а во вторых, быть точно перпендикулярно плоскости детального вращения, да и стоит определиться, как и под каким рабочим углом резец следует закреплять.

Рекомендуем почитать новичкам, кто собирается приобрести автомобиль с МКПП Как правильно трогаться на механике.

Когда все было готово, установили под автомобиль хорошие упоры, убрали подъемный домкрат, надежно завязали проволокой тормозной суппорт к амортизатору, завели автомобиль и включили передачу.

“Станок” работает, оборотов достаточно, тонкая стружка снимается и наматываться резцом. После одного первого прохода неплохо видно нетронутую “залысину” на внешней стороне. Через пару заходов она исчезнет. По окончанию токарных работ ваша ступица проточилась “в нуль”. Затем идет очередь еще одного колеса.

Окончание робот

Эксперимент прошел на ура и проверен на время — уже год езжу без всяких проблем. И только вопросы моих знакомых “десяточников” — “А твой руль вибрирует на скоростном торможении?” — напоминают историю этой напасти. Естественно, тормозные диски рано или поздно утратят свое качество, и потребуется покупать совершенно новые, но теперь проблема только в их выборе.

А ступица тоже может быть неисправной? Оказывается, да. Я во время ремонта своего автомобиля весьма удивился такому обстоятельству. Причем небольшое биение ступицы создает к ощутимое биению всего тормозного диска в тех местах, которые максимально удаленны от оси, то есть в зоне тормозных колодок. При торможении на больших скоростях колодки сильно зажимают, быстро движущийся неровный диск, а появляющиеся вибрации передаются непосредственно на руль через рычаг поворота, рулевые тяги и механизм.

Вывод. Заранее измерьте биение вашей ступицы. Вибрация руля может появится и из-за подшипника, ну и уж совсем в невероятных случаях, когда плохо затянута гайка вашей ступицы.