Главная — Что такое типтроник /
27 Июл 2014

Автомобили давно перестали быть предметов  роскоши. "Железный конь" прочно вошел в нашу жизнь и стал не просто средством передвижения, а надежным и верным спутником наших будней и праздников. Разнообразные программы кредитования сделали его доступным практически для каждого человека. Несмотря на это, многие люди до сих пор твердо убеждены в том, что существует всего два типа коробки передач - механическая и автоматическая. Однако, это не верно, нельзя забывать о существовании "гибрида" - так называемого, типтроника, о котором и пойдет речь в настоящей статье.

Что такое Типтроник?

Попросту говоря, типтроник – это АКПП с возможностью ручного переключения передач. Возникает вопрос - зачем такие сложности? Автоматическая коробка передач создавалась для удобства водителя, которому не нужно во время езды касаться  рычага и думать, какую  же передачу  включить. Но не всё так просто. Выясним главные преимущества, которые характерны для  коробки  передач типтроник.

Что такое типтроникВо-первых, типтроник позволяет значительно лучше контролировать автомобиль, нежели автоматическая коробка передач. Она позволяет, в экстренной ситуации, тормозить двигателем, т.е. замедлять его работу с помощью переключения на нижнюю передачу. При наличии автоматической коробки передач, такие манипуляции с двигателем невозможны. Как и механическая коробка, типтроник отлично себя ведет при движении на скользких поверхностях (дождь, снег, гололед, когда предпочтительнее двигаться на пониженной передаче.

Также он удобнее при обгоне, когда необходимо форсировать обороты, что невозможно в обычном  автоматическом режиме. Кстати, именно по этой причине – возможности резкого повышения оборотов при обгоне – многие водители отдают предпочтение механической коробке переключения передач.

Во-вторых, типтроник предохраняет  двигатель от случайного  включения неверной передачи. Водители автомобилей с МКПП хорошо знают неприятный хруст в коробке передач  при случайном переключении «не в ту сторону». Автомобиль, оснащенный  типтроником, застрахован от такого конфуза.

И, наконец, третье преимущество типтроника – расход топлива. Этот тип коробки передач позволяет существенно экономить топлива, по сравнению с обыкновенной АКПП, хотя, справедливости ради, необходимо  признать, «механика» остается самым экономным типом коробки передач. Одним словом, преимущества очевидны. И если кто то до сих пор не нашел ответ на вопрос, что лучше – типтроник  или автомат, то ответ очевиден - типтроник. .

Как создавалась система

Коробка-автомат  была изобретена  в тридцатых годах двадцатого века: начиналось все с  идеи создания полуавтоматической коробки передач. «Полуавтомат» увидел свет в 1989 году, он был установлен на гоночной Ferrari F-640, которая принимала участие в гонках  Формулы-1. И, хотя известный  гонщик Найджел Мэнселл, который пилотировал  автомобиль, с большой долей скептицизма отнесся к новшеству , его машина победила в гонке.

Типтроник же представлен на суд любителей и специалистов  значительно  позже. В 1990 году всемирно известная компания Porsche презентовала автомобиль “Porsche 911”, который был укомплектован  новой  коробкой передач, которая получила  название «Tiptronic». Впоследствии так стали называть торговую  марку, однако, в следствие большой  популярности коробки - автомат с возможностью использования ручных режимов, это слово быстро стало нарицательным. В наши дни типтроником именуют функцию коробок   передач, которые установлены не только на автомобилях народного концерна Volkswagen, но и на многих других. Исключением является концерн BMW, давший своим изделиям название  Steptronic.

Как пользоваться типтроником

Активировать эту функцию можно двумя способами:

Первый – рычаг коробки передач с увеличенным пазом. Требуется  лишь незначительное  нажатие, чтобы передвинуть его вправо и затем переключить в положение «+» или «-», то есть в пониженную или повышенную   передачу. Следует помнить , что, в связи с тем, что педаль сцепления отсутствует, тяговая сила  в момент переключения  передач не теряется.

Понятно, это положительно отражается  на скорости автомобиля. И, конечно же, система понизит  передачу  лишь тогда, когда обороты двигателя будут соответствовать режиму коробки передач.  Это делается для того, чтобы не  перегружать двигатель.

Второй – кнопка на руле или, так называемые,  «лепестки». Они тоже помечены знаками «+» и «-» и отвечают за повышение или понижение передачи. Если же водитель не пользуется кнопками, спустя какое-то время система переведёт управление в автоматический режим.

Плюсы и минусы типтроника

Очень  удобное свойство типтроника становится очевидным, если сравнивать его с механической коробкой передач.  При снижении  скорости нет необходимости касаться  рычага  переключения передач чтобы  перейти на пониженную передачу. Таким образом, даже при полной остановке автомобиля, хвататься за  рычаг переключения передач не придётся – старт произойдёт, как и должно быть, на первой передаче. А если, находясь  в ручном режиме, резко повысить  обороты двигателя –типтроник включит повышенную  передачу , не допуская тахометр в "красную зону".

В зависимости от вида типтроника, в нём могут быть заложены спортивный или зимний   режимы. Зимний режим предназначим для  плавного переключения передачи и старта со второй, известно, что  на скользком  дорожном покрытии этот стиль вождения самый  безопасный. Спортивный же режим позволяет, удерживая высокие обороты, достигать максимального ускорения. При обгоне, например.

Пожалуй, единственный небольшой минус этой разновидности автоматической коробки переключения передач – это то, что переключение скоростей происходит с незначительной  задержкой. В зависимости от типа системы она может  составлять – от 0,1 до 0,7 секунды.

И ещё – габариты  коробки передач немного больше, нежели  у стандартной автоматической коробки передач.  Недостаток  ли это? Несомненно, но  не такой уж и существенный..

Итак, типтроник или автомат: что лучше для Вас? Всё зависит от Вашего  стиля вождения. Многие водители ездят плавно, неторопливо, без резких ускорений и торможений. Таким вряд ли нужен типтроник –  их полностью устраивает автоматическая коробка передач..

А вот любители  «механики» обязательно по достоинству  оценят  типтроник. Ведь, помимо того, что, здесь есть их любимый  ручной режим, который идеально подходит для ускорения или  обгона. Да и жать  на «лепестки» намного  удобнее, чем дёргать рычаг . А с другой, изредка можно "отдохнуть"  и не думать о  переключении передач и оборотах  . Это именно  то, чего  нам, поклонникам механической коробки передач, не хватает для полного счастья…