Главная — Что выбрать: вариатор или автомат /
30 мая 2014

Сегодня хочу рассмотреть тему двух типов автоматической трансмиссии, такие как автомат и вариатор. В чем заключается отличия между ними и какая же из них все-таки лучше? Ниже речь пойдет об этом.

Начать думаю стоит с рассмотрения автоматической коробки передач, иными словами коробки автомат, так как именно ее стали устанавливать на автомобили раньше.

АКПП (Автоматическая коробка передач)

Что выбрать: вариатор или автоматАвтоматическая коробка передач была изобретена в 1903 году немецким профессором Феттигером. Именно он впервые предложил использование в судостроении гидромуфты. Сейчас гидромуфта является самым важным элементом любой коробки автомат.

Гораздо позднее, уже в 1940 году в США, на автомобили Oldsmobile были установлены первые автоматические коробки передач Hydramatuc. Сегодняшняя конструкция коробок почти не изменилась.

Для работы АКПП требуется два основных элемента - гидротрансформатор и редуктор. Функцией гидротрансформатора является плавное переключение передач, иначе говоря он заменяет сцепление. Редуктор же держит в постоянном зацеплении все пары шестерен. Благодаря этому получается компактный механизм с несколькими ступенями. Раньше производились автомобили исключительно с заднем приводом, и так как переднего привода не было, то автоматическим коробкам достаточно было всего трех передач. Времена меняются, автомобили стали выпускать и с заднем приводом, поэтому и количество передач необходимо было увеличивать, так стали появляться 4, 5, а также 6-ти скоростные варианты. Главным минусом такой трансмиссии является менее динамичное переключение передач.

Рассмотрим плюсы и минусы АКПП

К плюсам можно отнести:

  1. Более легко управлять автомобилем, не надо задумываться какую скорость включить и как же тронуться с места, автоматическая коробка передач все сделает сама;
  2. Меньший износ сцепления. В отличие от механики, где новички часто могут его спалить, с автоматом нужно постараться чтобы это произошло;
  3. Меньший износ двигателя. Скорости переключаются не раскручивая полностью двигатель, за счет этого уменьшается износ;
  4. Вариант с 6-ти ступенчатой коробкой расходует меньше топлива чем с механической. Это при обычной езде по городу, конечно все зависит от водителя и можно добиться любого результата, но в среднем 6-ти ступенчатый автомат расходует все-таки меньше.

К минусам можно отнести:

  1. Менее динамична по сравнению с механической или вариаторной трансмиссией.
  2. Четырехступенчатые варианты расходуют больше топлива, чем к примеру механические.
  3. Более дорогостоящий ремонт
  4. Масла коробке автомат требуется больше, примерно 8-10 литров, в то время как для механической нужно примерно 2-3 литра, а для вариаторной 5-8 литров. Кроме этого производить замену масла нужно чаще, где раз в 50-70 тыс. км, тогда как с механической и вариаторной можно поездить до замены немного больше. На механике 70-80 тыс. км, на вариаторной 90-100 тыс. км.
  5. При низкой температуре масло в автоматической коробке густеет.

Далее рассмотрим второго кандидата.

Вариатор (Бесступенчатая коробка передач)

Что выбрать: вариатор или автоматАнглийский вариант названия - Сontinuosly Variable Transmission (CVT).

Принято считать, что вариатор был изобретен позднее автомата, но это не совсем так.

Сам принцип работы вариатора, бесступенчатой трансмиссии, был изобретен еще в 1490 году великим Леонардо Да Винчи, вот только внедрен он был гораздо позже, так как у Леонардо не было двигателя внутреннего сгорания, такого как на современных авто.

Да Винчи предложил вариант, в основе которого лежит принцип работы двух конусов направленных в разные стороны и натянутыми между собой ремнем. В те времена такие конструкции широко применялись для работы мельниц, но это уже можно было считать вариатором, хоть и весьма примитивным.

Потом все почему-то забыли про это изобретение, и лишь в 19 веке, начинается применение этого принципа только в промышленности.

Изобретение Да Винчи было применено голландским инженером Хуберт ван Доорном для автомобиля типа Ниссан Террано 2014 года. Он создал первую бесступенчатую трансмиссию Variomatic. Такая трансмиссия была установлена в 1958 году на продукцию DAF на автомобиль с объемом двигателя 0,59 литров. Эта идея имела большой успех. После многие производители задумались над идеей использования такой коробки в своих автомобилях.

Далее принцип работы вариатора.

Вариатор- бесступенчатая коробка передач, является разновидностью коробки автомата. Главной особенность которого является полное отсутствие скоростей. Состоит из двух шкивов, один из которых является ведущим, а другой ведомым, располагаются друг против друга и стянуты между собой металлическим трапециевидным ремнем.

Изначально конусы были цельными, а сейчас у вариатора они имеют сдвижные половинки. Ремень совершает круговые движения по малому диаметру при раздвинутом ведущем шкиве, при этом опирается гранями о его поверхность, подобие пятой и шестой передачи. А когда ремень совершает вращение по большому диаметру, то получается максимально передаточное число, что будет соответствовать первой передаче.

При сдвигании шкива можно плавно уменьшать передаточное число, другими словами более плавно переключать скорости (хотя они и отсутствуют). Передаточные числа соответствуют скоростям в обычной коробке автомат. Благодаря этому вариатор является очень эффективным.

Далее рассмотрим плюсы и минусы вариатора.

Плюсы коробки вариатор:

  1. Более динамичный разгон относительно механики и АКПП;

2. Более низкий расход топлива. Значительно ниже АКПП, и чуть-чуть меньше механики;

  1. Не имеется скоростей передач и следовательно это дает более плавный ход;
  2. Меньший износ двигателя;
  3. Легкое управление автомобилем, не нужно переключат скорости как на механике.

Минусы вариатора

  1. Более дорогостоящий ремонт, так как имеет сложные особенности и в основном ремонтом занимаются только официальные дилеры, что соответственно увеличивает стоимость ремонта;
  2. Нужно производить замену ремня между шкивами каждые 100-150 тыс. км. Также стоимость не дешевая;
  3. Более сложная электроника, в которой мало кто разбирается, поэтому в большинстве случаев, опять же, придется ехать в официальный центр;

4.  Нужно специальное масло, которое еще не так распространено и купить его можно не везде, также нужно внимательно отнестись к покупке, так как определенному производителю подходит свое определенной масло, иначе это грозит выходом из строя оборудования.

И напоследок сделаем выводы.

Что же все-таки лучше автомат или же вариатор. С точки зрения технических характеристик, вариаторная коробка выигрывает, так как имеет более динамичный разгон, расходует меньше топлива, более плавно переключает передачи. Но есть существенное "но", это дорогой ремонт, и к тому же малое количество специалистов по его обслуживанию. Автоматическая коробка здесь имеет больше преимуществ, потому что она более изучена и сделать ремонт автомата не составит труда, специалистов в этой области достаточно.

В итоге можно сделать вывод, что если Вы приобретаете новый автомобиль в салоне на гарантии, то стоит купить с вариатором, так как если даже и будет поломка, гарантия все исправит. А вот в случае покупки б/у автомобиля стоит обратить сове внимание все же на автомат, так как его ремонт обойдется Вам гораздо дешевле.


Максим Васильев
2016-08-09 12:43:37
Спасибо за совет и статью по вариатору. все просто и понятно.