Лямбда-зонд и его проверка мультиметром
Лямбда-зонд предназначен для анализа выхлопных газов автомобиля на количество кислорода и на современных автомобилях устанавливается вместе с так называемым катализатором. Избыток этого газа в топливовоздушной смеси не сулит вашей машине ничего хорошего, потому что работа катализатора напрямую зависит от кислорода. Как проверить лямбда-зонд на исправность мультиметром? Поговорим об этом далее.
Что такое лямбда-зонд
[expert_bq id="15141"]
Лямбда-зонд - это датчик остаточного кислорода, который анализирует выхлопные газы, основываясь на гальваническом эффекте. Располагается он обычно в выпускном коллекторе, его также называют катализатором. На некоторых машинах, например, Ладе Калине, датчиков удельного количества кислорода устанавливается несколько. Замечено, что состояние устройства напрямую связано с расходом горючего.
Основываясь на показаниях датчика кислорода, система управления впуском двигателя корректирует состав горючей смеси, если она беднеет - добавляет топлива, а если богатеет - снижает его количество. Наличие кислорода изменяет разность электрических потенциалов в выхлопных газах, и эти изменения улавливаются устройством под названием Лямбда-зонд.
[/expert_bq]
Лямбда-зонд может работать только в определённом температурном диапазоне, поэтому в него встроен тепловой элемент, который включается в момент запуска мотора.
Схема датчика кислорода такова:
Признаки неисправности
На неисправность датчика кислорода указывают следующие признаки:
- Сообщения бортового компьютера о чрезмерно богатой смеси, если на это нет причин.
- Замедленная реакция датчика на изменение состава смеси.
- Пропуски зажигания.
- Неполадки в системе электропитания.
- Внешние повреждения корпуса датчика.
- Мотор неустойчиво себя ведёт на низких оборотах.
- Ухудшается разгонная динамика автомобиля.
- Греется катализатор.
Проверка датчика кислорода мультиметром
Диагностика лямбды заключается в контроле напряжения его сигнального выхода с помощью сканера или тестера. Меняя качество смеси, можно отследить изменение показаний кислородного датчика, которые в итоге выдадут диагноз об исправности или непригодности последнего. А вот ошибки, которые вам покажет ЭБУ, могут оказаться обманом. Что поделать, иногда и электроника ошибается.
Для проверки кислородного датчика мультиметром нужно, чтобы мотор был запущен и прогрет. Число оборотов коленчатого вала по показаниям тахометра не должно превышать 3000 в минуту. Далее один из щупов тестера соединяется с выходом зонда, а другой – с «массой» автомобиля и при работающем моторе начинается имитация изменения состава горючей смеси в цилиндрах. При исправном зонде показатели напряжения будут варьироваться от 0,2 до 0,9 вольт.
Имитировать изменение топливовоздушной смеси можно, впрыснув небольшое количество бензина во впускной коллектор либо сняв шланг с регулятора давления топлива. При этом показания прибора должны резко увеличиться.
Видео: Как прозвонить и проверить зонд
Что делать при обнаружении поломки
При показаниях тестера 0,4-0,5 и отсутствии реакции на изменение положения педали акселератора следует заменить кислородный датчик. Если напряжение и вовсе отсутствует – проверьте визуально и прозвоните идущие к зонду провода.
Лямбда-зонд можно сравнить с первой скрипкой оркестра – его состояние серьёзно отражается на поведении двигателя и машины в целом. Деталь эта весьма капризная, а в силу применения не совсем качественного горючего не замедлит себя ждать с поломкой, одним из неприятных последствий которой станет резкое увеличение токсичности отработанных газов.