Автомобильный журнал pol-z.ru
Show
Главная — Почему масло в двигателе меняет свои свойства /
21 Июл 2016

Цвет и качество моторного масла — это самые обсуждаемые и самые спорные вопросы в среде автолюбителей. Каким должно быть хорошее масло? Как часто его следует менять? Что делать, если оно вдруг почернело, загустело или вспенилось? Будет ли это проблемой для работы двигателя? На эти вопросы мы и постараемся ответить в данной статье.

Каким должно быть нормальное моторное масло

На цвет и качество масла влияет множество факторов:

  • исправность мотора,
  • качество топлива,
  • условия эксплуатации автомобиля,
  • качество самого масла,
  • частота его замены.

Если масло после 4000–5000 км пробега изменило цвет с янтарного на чёрный, большой проблемы в этом нет, и можно продолжать ездить. А вот если оно вспенилось или загустело, у автовладельца появляется повод для беспокойства. Разберёмся с каждым случаем подробно.

Почему чернеет

Моторное масло с автомобиля ВАЗ 2106

Отработанное масло, слитое с ВАЗ 2106

В любом современном моторном масле есть одна или несколько моющих присадок. Они нужны для растворения продуктов неполного сгорания бензина. Проще говоря, для смыва сажи. Растворяясь, она придаёт маслу характерный чёрный цвет. Частицы сажи находятся в масляной субстанции во взвешенном состоянии, но на смазывающих свойствах масла это сказывается незначительно, так что водитель вполне может продолжать его использовать до тех пор, пока не подойдёт время плановой замены масла (периодичность процедуры зависит от марки автомобиля и указывается в инструкции по его эксплуатации). Повод для беспокойства появляется тогда, когда масло даже после длительной эксплуатации остаётся чистым. Это не значит, что загрязнений нет. Это значит, что используемое водителем масло не в состоянии их отмыть, и они так и остаются на внутренних поверхностях двигателя. Если наблюдается именно такая картина, следует использовать масло другой марки. Единственный момент, на который стоит обратить внимание, это время потемнения. Если масло стало тёмным практически сразу после заливки, это говорит либо о серьёзной загрязнённости двигателя, либо о низком качестве топлива. В первом случае рекомендуется дополнительно промыть двигатель, во втором — заправляться в другом месте.

От чего вспенилось

Масло в моторе автомобиля SKODA

Хорошо видна характерная желтая пена под пробкой

Вспенивание масла требует немедленного вмешательства автовладельца. Если в продукте образуются пузырьки, это приводит к целому ряду негативных последствий:

  • Скорость отвода тепла от нагретых частей двигателя падает в несколько раз, а вязкость масла меняется. В результате оно не попадает в самые мелкие отверстия двигателя, и его смазывание нарушается.
  • Детали двигателя быстро перегреваются.
  • Из-за ухудшения смазки трение между деталями двигателя увеличивается, что ведёт к их быстрому износу. В особо тяжёлых случаях возможен и гидравлический удар.

Есть несколько причин, из-за которых продукт пенится:

  • Герметичность системы охлаждения нарушилась.
  • Во время замены отработавшее масло слили не полностью, а на его место залили новое, которое оказалось несовместимо с остатками «отработки».
  • Где-то образуется конденсат.

Теперь подробнее о каждой из этих причин.

Нарушение герметичности

Если герметичность системы охлаждения нарушена, антифриз начинает смешиваться с моторным маслом, что и приводит к образованию пены. Чаще всего это происходит из-за повреждения прокладки, стоящей под крышкой блока цилиндров. Также антифриз может попасть в масло через трещины, возникшие на корпусных деталях из-за их длительного перегрева или из-за усталости металла. Если есть подозрение на утечку антифриза, следует обратить внимание на дым, выходящий из выхлопной трубы. Как правило, он белый. Чтобы поставить «окончательный диагноз», необходимо дать двигателю поработать 10–15 минут, а затем на 20 секунд прикрыть выхлопную трубу чистым листом бумаги. После намокания бумаги её необходимо просушить. Если после этого на сухой бумаге не видно никаких, даже лёгких пятен от масла или бензина, значит, налицо разгерметизация системы охлаждения. Выход тут только один: поездка в автосервис. Искать утечку самостоятельно — занятие долгое и неблагодарное.

Несовместимость

Пена появляется тогда, когда заливаемое масло по способу синтеза отличается от того, что находилось в моторе ранее. Обычно это происходит, когда минеральное смешивается с остатками синтетического. Дело в том, что структура минеральных масел далека от идеальной, поскольку разброс размеров молекул в таких маслах очень велик. Так что по свойствам минеральные масла часто уступают синтетическим, которые получаются в ходе каталитического синтеза и состоят из молекул примерно одинакового размера. Когда две разновидности смазывающих материалов смешиваются, неизбежно возникает осадок. Как только он начинает циркулировать в двигателе, появляются воздушные пузырьки, т. е. пена. Бороться с этим можно только одним способом: всегда пользоваться маслом одного типа.

Конденсат

Если в двигатель каким-то образом попала вода, она не сможет раствориться в масле: химические свойства у этих жидкостей разные. В итоге в двигателе образуется эмульсия, которая выглядит как пена. В большинстве случаев эта «пена» не является признаком неисправности в двигателе и не говорит о низком качестве моторного масла. Обычно эмульсия появляется зимой, когда машина плохо прогрета и влага, осевшая на деталях двигателя, ещё не полностью испарилась. Решение простое: тщательно прогревать двигатель машины перед каждой поездкой.

Сгущение: как влияет на работу двигателя и что делать при обнаружении

Загустевшее масло в моторе ВАЗ 2107

Масло почернело и стало похоже на солидол

Самая опасная проблема, причина которой до сих пор точно не установлена. По консистенции густое масло может напоминать сгущёнку, медленно стекая с тестировочного щупа, а может быть похоже на солидол или даже пластилин! Но негативные последствия сгущения масла автолюбителям известны очень хорошо.

  • Мотор трудно завести, он плохо реагирует на нажатие педали газа, всё это сопровождается горением индикатора давления масла на приборной панели.
  • При максимальном сгущении масла шатуны в моторе отрываются от поршней и насквозь пробивают стенки блока цилиндров, что полностью выводит агрегат из строя.

Существует несколько предположений относительно того, почему масло в моторе вдруг превращается в субстанцию, напоминающую солидол.

  • Попадание в масло охлаждающей жидкости или воды, или так называемый Shell-эффект (эксперты именно этой фирмы открыли его в начале 40-х годов). Тогда в нескольких пробах загустевшего масла действительно были обнаружены следы воды и антифриза. Тут же следует отметить, что далеко не каждое масло способно разлагаться и густеть в подобных условиях, тем не менее попадание антифриза и воды — одна из возможных причин сгущения масла, и её не следует сбрасывать со счетов.
  • Вторая причина: плохой бензин. Теоретически продукты неполного сгорания такого бензина могут вступать в реакцию с присадками моторного масла, что и приводит к его разложению (именно эту причину озвучивают работники автосервисов, когда не хотят обслуживать автомобиль по гарантии и стараются заставить автовладельца оплатить ремонт из своего кармана).

Тут сразу следует оговориться, что вторая причина сгущения масла представляется весьма сомнительной. Плохой бензин вряд ли способен сильно повлиять на смазывающую жидкость: его слишком мало попадает в картер мотора по сравнению с объёмом находящегося там масла, да и находится он там очень недолго, поскольку температура, при которой испаряется бензин, намного ниже температуры испарения масла из поддона. Кроме того, если топливо смешивается с маслом, вязкость последнего практически всегда снижается, а здесь наблюдается прямо противоположная картина: масло становится вязким и густым, как солидол. И наконец, от такого сгущения выходят из строя не только бензиновые, но и дизельные двигатели.

  • Третья причина: человеческий фактор. В любом автосервисе клиентам говорят, что заливают в их машины только фирменное масло. Проблема в том, что это далеко не всегда так. Люди бывают разные, как хорошие, так и не очень. В последнем случае никто точно не сможет сказать, что именно этот «автомеханик» залил в машину, и можно ли вообще назвать маслом то, что он туда залил.

Причины снижения вязкости масла и устранение проблем

Масло в двигателе может не только загустеть, ещё оно может утратить свою изначальную вязкость. И у этого явления тоже есть свои причины.

  • Разжижение из-за термического крекинга. В процессе крекинга компоненты и фракции масла разлагаются на мелкие составляющие. Вязкость этих составляющих ниже. А самое важное — у них ниже точка кипения, а следовательно, они лучше испаряются и труднее воспламеняются.
  • Утрата вязкости из-за загрязнений, попавших в масло с топливом.
  • Утрата вязкости из-за смешивания масла с растворителями, которые часто используются в качестве моющих агентов для промывки двигателя и слить которые полностью практически невозможно.
  • Смешивание с менее вязким маслом. Автовладелец в какой-то момент решил перейти на новое масло, не слив полностью старое. В результате даже качественное фирменное масло может утратить вязкость.

Бороться со всеми этими явлениями можно лишь одним способом: полностью слить с двигателя отработавшее масло и заменить его новым. Сделать это в условиях гаража не так-то просто, поскольку для этого недостаточно просто открутить маслосливные пробки и подставить под них пустое ведро. Машину придётся либо ставить под уклон, либо поднимать домкратом под нужными углами и долго ждать, пока сольются остатки отработки (процедура зависит от марки автомобиля). Так что проще всего сделать это в автосервисе, где не только быстро заменят масло, но и проверят его вязкость после замены.

Когда дело касается моторного масла, вопросов возникает гораздо больше, чем ответов, особенно в случае сгущения масла. В последнее время появилась новая теория: масло густеет из-за того, что в нём резко ускоряются процессы окисления. А загрязнения, присутствующие в топливе, выступают лишь в качестве катализатора этих процессов. Однако эта теория, несмотря на всю свою правдоподобность, ещё никем не проверялась.

 


[ajax_load_more post_type="post" max_pages="5"]

Последние комментарии

    Notice: Undefined variable: pre_HTML in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/includes/bottom.php on line 22

Самые комментируемые посты

Топ комментаторов

    Notice: Undefined variable: comment in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63 Notice: Trying to get property 'comment_author_email' of non-object in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63
  • Dmitryleon
  • Notice: Undefined variable: comment in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63 Notice: Trying to get property 'comment_author_email' of non-object in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63
  • pavlo
  • Notice: Undefined variable: comment in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63 Notice: Trying to get property 'comment_author_email' of non-object in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63
  • Андрей
  • Notice: Undefined variable: comment in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63 Notice: Trying to get property 'comment_author_email' of non-object in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63
  • Олег
  • Notice: Undefined variable: comment in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63 Notice: Trying to get property 'comment_author_email' of non-object in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63
  • Владимир
  • Notice: Undefined variable: comment in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63 Notice: Trying to get property 'comment_author_email' of non-object in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63
  • Джо
  • Notice: Undefined variable: comment in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63 Notice: Trying to get property 'comment_author_email' of non-object in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63
  • Павел
  • Notice: Undefined variable: comment in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63 Notice: Trying to get property 'comment_author_email' of non-object in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63
  • Савелий
  • Notice: Undefined variable: comment in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63 Notice: Trying to get property 'comment_author_email' of non-object in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63
  • Владислав