Главная — Причины изменения цвета выхлопного дыма и их устранение /
27 Июл 2016

Среднестатистического автолюбителя редко волнует, какого цвета дым идёт из выхлопной трубы его машины. Как правило, его внимание привлекают вещи посущественнее. Но внимательному наблюдателю цвет этого дыма может рассказать о многом. Главное, знать, куда смотреть.

Нормальный состав выхлопных газов на дизельном и бензиновом двигателе

Он может варьироваться. Зависит это как от типа автомобиля, так и от требований экологических стандартов, которые ужесточаются буквально с каждым годом. В результате то, что считалось вполне нормальным два года назад, может быть категорически неприемлемо сегодня. Тем не менее, существует набор базовых показателей, на которые опирается любой анализ выхлопных газов. Разберёмся с ними подробнее.

Когда топливо сгорает, образуется СО2 и вода. Это два продукта реакции окисления, которые получаются в идеальных условиях при полном сгорании топливной смеси. Но в двигателе идеальная реакция невозможна в принципе, так как процесс горения топлива там динамический. Он сопровождается резкими изменениями объёма (при движении поршней), изменениями давления и даже изменением теплопроводности самой горящей смеси. Из-за всего этого в выхлопах машин появляется масса посторонних веществ, главные из них — СН и СО.

  • СО — это монооксид углерода, или угарный газ. Фактически это топливо, которое начало гореть, но так и не догорело, поскольку не присоединило к себе ещё одну молекулу кислорода и не окислилось до СО2.
  • СН — это все остальные углеводороды. Именно «все остальные», а не только один углеводород. По сути, это остатки топлива, которое, в отличие от СО, гореть даже не начинало.

Именно эти показатели отражаются на дисплеях большинства автомобильных газоанализаторов. Например, вот так на дисплее газоанализатора выглядит состав газов исправного инжекторного двигателя. Значения на дисплее нельзя назвать эталонными, но они находятся в пределах нормы:

Показания газоанализатора для инжекторного автомобиля

Инжекторный автомобиль, СО и остальные компоненты в пределах нормы

А вот сводная таблица состава нормальных выхлопных газов для автомобилей с двигателями различных типов:

  Бензиновые Дизельные
N2, об % 74–77 76–78
О2, об % 0.3–8.0 2.0–18.0
H2О (пары), об % 3.0–5.5 0.5–4.0
СО2, об % 0.0–16.0 1.0–10.0
СО, об % 0.1–5.0 0.01–0.5
Оксиды азота, об % 0.0–0.8 0.0002–0.5000
Углеводороды, об % 0.2–3.0 0.09–0.500
Альдегиды, об % 0.0–0.2 0.001–0.009
Сажа, г/м3 0.0–0.004 0.01–1.10
Бензпирен — 3,4, г/м3 10–20х10-6 10х10-6
 

Диагностика двигателя: причины возникновения белой дымности

Белый дым из выхлопной трубы

Чаще всего он оказывается обычным паром

Если бензиновый или дизельный двигатель только-только разогревается, то белый дым — это нормально. Если быть точным, то это никакой не дым, а пар. Если он выходит из трубы, значит, уровень влажности в выхлопных трубах машины очень высок. Поскольку выхлопная система не прогрелась, влага начинает постепенно конденсироваться из воздуха, в результате чего и возникает видимый белый пар. После хорошего прогрева выхлопной системы он пропадает. Здесь обязательно следует упомянуть о температуре воздуха. Если температура на улице ниже 8°С, то пар из трубы будет идти, даже когда двигатель хорошо разогрет. А если на улице тридцатиградусный мороз, то пар будет идти, причём он будет очень густым и белым. Всё это не является признаком неисправности двигателя.

Но возможна и другая ситуация, когда из машины идёт именно дым, а не пар. Это случается из-за того, что в топливную систему машины каким-то образом попадает охлаждающая жидкость. Тогда появляется белый дым, а его цвет и плотность напрямую зависят от химического состава используемого антифриза, от температуры на улице и от времени суток, то есть от освещения. Понять, что это не пар, несложно: пар исчезает мгновенно, а дым после себя оставляет лёгкий туман. Есть две причины смешивания антифриза с топливом.

  • Прокладка под крышкой блока цилиндров утратила герметичность.
  • На корпусе блока цилиндров образовались трещины из-за высокой температуры или из-за усталостных напряжений в металле.

Если автовладелец заметил белый дым, продолжать ездить на машине нельзя. Если на корпусных деталях возникли усталостные трещины, они могут очень быстро увеличиться (это главная особенность механизма усталостного разрушения металлов). Кроме того, мотор при попадании в него антифриза начинает работать уже не на чистом топливе, а на особой эмульсии, в результате износ деталей мотора значительно ускоряется, и через пару сотен километров ему будет нужен капитальный ремонт. Для устранения проблем автомобиль придётся гнать в автосервис. Если прокладку под крышкой блока цилиндров автовладелец ещё может заменить самостоятельно, то поиск трещин в корпусных деталях — занятие безнадёжное, поскольку их редко удаётся увидеть невооружённым глазом. Без специального оборудования и квалифицированных специалистов здесь не обойтись.

Появление синего (сизого, серого) дыма

Синий дым из выхлопной трубы

Причина, как правило, в избытке масла

Как правило, причина одна: в цилиндры попадает моторное масло. Двигатель при этом может быть как инжекторным, так и дизельным. Оттенки масляного дыма могут меняться — от серого до светло-синего. Распознать, что проблема именно в масле, несложно: надо просто измерить его расход и сравнить его с расходом до появления дыма. Картина при этом возможна такая: если на 100 км пробега расходуется примерно 0.5 литра масла, то синий дым заметен только после набора скорости. Если же расход масла превышает 1 литр на 100 км, то дым виден в любом режиме движения. Как масло попадает в камеры сгорания? Есть несколько вариантов.

  • На поршнях износились верхние компрессионные кольца.
  • Износился один или несколько клапанов.
  • Нарушилась герметичность маслосъемных колпачков.

Если кольца на поршнях изношены, это ведёт к снижению компрессии. При этом давление картерных газов, наоборот, повышается. Но здесь есть несколько нюансов.

  • Если масла в цилиндры поступает много, то оно само может уплотнять зазоры, возникающие между деталями. Если зазоры невелики, то из-за такого уплотнения компрессия при её измерении приборами вполне может оказаться в пределах нормы, что существенно затрудняет выявление реальной причины возникновения тёмного дыма.
  • Второй момент: синий дым может появиться, даже если машина новая. Но виден он, как правило, только при разогреве двигателя. После этого — исчезает. Причина: кольца на поршнях ещё новые. А значит, они как следует не притёрлись. По мере нагрева они расширяются, начинают плотнее прилегать к внутренней поверхности цилиндров, компрессия увеличивается и дым исчезает.

Клапана в двигателе со временем изнашиваются. То же относится и к маслосъёмным колпачкам: их резина со временем утрачивает эластичность, начинает крошиться или расслаивается.

Все вышеуказанные проблемы решаются заменой колец, клапанов и колпачков. Всё это автовладелец вполне может сделать своими руками. Помощь специалиста может потребоваться лишь при замене клапанов. Дело в том, что новым клапанам требуется тщательная притирка. Это весьма кропотливая работа, так что помощь специалиста на этом этапе будет весьма кстати.

Дым из трубы серого цвета — это частный случай, связанный всё с тем же избытком масла.

Что означает дым чёрного цвета

Чёрный дым из выхлопной трубы

Он выглядит таким из-за избытка частиц сажи

Если дым из выхлопной трубы идёт чёрный, это означает только одно: в нём много сажи. Это, в свою очередь, говорит о том, что топливная смесь слишком обогащена, а, значит, возможны проблемы с зажиганием или с системой топливоподачи. Когда дым чернеет, расход горючего значительно увеличивается, двигатель тяжело заводится и работает крайне нестабильно. В некоторых случаях могут возникать провалы мощности. Вот список неполадок, приводящих к появлению чёрного дыма:

  • Засорение воздушного фильтра (в случае с дизелем — засорение входного воздушного тракта).
  • Неправильная работа карбюратора автомобиля.
  • Вышла из строя система, регулирующая давление наддува (только для дизелей).
  • Сбилась настройка фаз газораспределения.
  • Засорилась выхлопная система автомобиля.
  • Сбилась настройка зазоров клапанов двигателя.
  • Начали подтекать форсунки (только в инжекторных автомобилях).

Заменить воздушные фильтры и почистить засорившуюся выхлопную систему автовладелец вполне может и самостоятельно. А для устранения других неполадок придётся привлекать специалистов, поскольку далеко не каждый автовладелец сможет грамотно настроить фазы газораспределения или отрегулировать клапанные зазоры.

Выхлопной дым может быть важным инструментом диагностики состояния автомобиля. Наибольшую проблему представляет чёрный дым, поскольку выявить истинную причину его появления удаётся не сразу. Помимо упомянутых в статье цветов, есть ещё масса оттенков выхлопного дыма, по которым опытный автомеханик может практически безошибочно определить проблему. Обычному автолюбителю такое, увы, не под силу. Тем не менее, даже знание трёх основных цветов дыма может существенно облегчить жизнь автомобилиста.


Последние комментарии

Самые комментируемые посты

Топ комментаторов