Главная — К чему готовиться при езде без страховки: штрафы и прочие наказания в 2017 году /
8 Сен 2017

Страхование автомобильного транспорта давным-давно стало обязательным правилом, которое прописано в законодательстве России. Автомобили страхуют и других странах постсоветского пространства, в Европе, Америке, Австралии, Азии. Где-то страховка является обязательным документом, где-то страховать автомобиль можно в добровольном порядке. На территории Российской Федерации каждый водитель обязан иметь действующую страховку своего транспортного средства. Каждый день, рассматривая хронику дорожно-транспортных происшествий, каждый автовладелец думает: «это может случиться, но только не со мной». И часто глубоко ошибается. Ведь никто не знает, какой день может преподнести неприятный сюрприз. Жизнь очень сложно контролировать, вне зависимости от финансов, положения, рода деятельности. За каждым углом может поджидать что-либо из разряда форс-мажорных обстоятельств и оно полностью перевернёт размеренное течение жизни. Не зря жители практически всех развитых стран мира считают страхование нормой. Они привыкли к комфорту и не хотят нервничать в непредвиденных ситуациях. Ведь они застрахованы и штрафы за езду без должных докуметов им не грозят...

Что такое КАСКО и ОСАГО

КАСКО и ОСАГО — два типа страхования транспортных средств. Принцип действия их практически одинаков, но вот опции у каждого из них значительно отличаются. Выбравший КАСКО автовладелец автоматически страхует свою машину от любых неприятных сюрпризов, которые возникают на дорогах или при стоянке. Страховка КАСКО действует практически во всех случаях. Обладатель этого типа страховки может быть уверен в том, что если у него угонят машину, страховая компания компенсирует её стоимость. Если произошло ДТП, она же произведёт ремонт повреждённого транспортного средства. Если водитель не справился с управлением и случайно зацепил препятствие, то это тоже станет проблемой страховой компании, если во время стоянки на автомобиле сломали зеркало или сосед по парковке неосторожно поцарапал автомобиль, ремонт также ложится на её могучие плечи. Даже если камень на дороге попал в фару или лобовое стекло автомобиля, то автовладельцу не стоит переживать, ведь у него КАСКО.

КАСКО — это добровольное страхование автотранспорта.

У этого типа страхования есть свои преимущества и недостатки. Начнём с преимуществ. Автовладелец один раз в год платит стоимость страховки, а в течение целого года страховая компания платит за него. Ей даже не особо интересно, кто является виновником дорожно-транспортного происшествия. Владелец КАСКО спокойно едет по дороге родной страны с ощущением защищенности, он спокоен. Ведь у него КАСКО.

Среди недостатков как следует отметить крайние высокую стоимость.

Автомобиль под прозрачным куполом

КАСКО защищает автовладельца от любых проблем на дороге

Страховая компания, как правило, не хочет страховать подержанные автомобили, любой страховой случай должен быть зарегистрирован в ГИБДД, необходимо обязательно получить справку, подтверждающую его наступление. При угоне автомобиля и серьёзных дорожно-транспортных происшествиях страховыми компаниями часто затягиваются выплаты, а сам процесс согласования с ремонтными организациями длится несколько месяцев. Для этого типа страховки не существует единой стоимости, всё определяется конкретной страховой компанией. Ею же устанавливается тарифная сетка. Одним из минусов является и то, что сотрудники страховой компании могут иногда отказывать, если владельцем не выполняются какие-то необходимые требования. Примером может служить недостаточное охранное оборудование.

Владелец страхового полиса ОСАГО страхует себя в следующих случаях: если он попал в дорожно-транспортное происшествие и явился его виновником, при этом разбив другой автомобиль, то страховой полис ОСАГО является гарантией того, что страховая компания компенсирует ущерб пострадавшей стороне. А виновник ДТП (он же владелец полиса ОСАГО) ничего платить не будет.

Образец полиса ОСАГО

Так выглядит полис ОСАГО

Подводя итог, констатируем, что владелец полиса ОСАГО защищён от серьёзных проблем в том случае, когда в дорожно-транспортном происшествии виноват именно он. За ущерб, нанесённый третьим лицам, расплачивается страховая компания, продавшая полис. Если владелец подобного страхового полиса признан пострадавшим в ДТП и его машина разбита, то её ремонт будет оплачивать та страховая компания, которая застраховала въехавший автомобиль. Если в ДТП виновными являются оба водителя, размеры страховых выплат определяются соотношением меры вины и размером ущерба. Обычно в таких случаях страховые компании компенсируют каждому из участников аварии половину понесённого ущерба.

ОСАГО — Обязательное Страхование Автогражданской Ответственности, объектом страхования которого являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории РФ.

Ответственность водителя, попавшего в ДТП

Ситуация, когда у одного или у обоих участников дорожно-транспортного происшествия нет страхового полиса ОСАГО, признаётся автоюристами одной из наиболее сложных. Усугубляет проблему непризнание виновником ДТП своей вины. Ведь при дорожно-транспортном происшествии, как правило, есть две стороны: пострадавшая и потерпевшая. Именно поэтому меру ответственности водителя, ставшего участником ДТП, следует рассматривать в нескольких аспектах.

Вариант первый

Если у потерпевшего нет страховки, но виновник происшествия застрахован, то действующее законодательство разрешает производить компенсацию ущерба, нанесённого в результате страхового случая, страховой компании любой из сторон ДТП. Важным моментом станет то, что отсутствующая на момент аварии страховка у пострадавшей стороны автоматически переносит решение вопроса о компенсации в судебное русло. Следовательно, окончательную точку в данном вопросе должен поставить суд.

Следует добавить, что в описанной выше ситуации пострадавшей стороне следует немедленно вызвать сотрудников ГИБДД, изначально будучи готовым к оплате установленного размера штрафа. Но заплатить штраф гораздо привлекательнее, чем оплачивать ущерб, который возник при аварии без страхового полиса. То, что виновник аварии имеет страховой полис, а у потерпевшей стороны он отсутствует, никоим образом не уменьшает его вину. Пострадавший может на вполне законных основаниях потребовать возмещение размера ущерба по результатам экспертизы от страховой компании виновника происшествия.

Вывод: в подавляющем большинстве случаев участие в дорожно-транспортном происшествии в роли потерпевшего без полиса ОСАГО не влияет на размер компенсации ущерба и не меняет принципа его выплаты. Если иного не решит суд. А вот заплатить штраф за отсутствие страховки ОСАГО в 2017 году придётся гарантированно.

Мужчина, обнявший голову руками на фоне разбитого автомобиля

Отсутствие страховки может привести к очень печальным последствиям

Второй

Автомобиль виновника аварии не застрахован, в отличие от автомобиля потерпевшего. В этом случае виновнику можно только посочувствовать. Компенсировать весь ущерб пострадавшей стороне он будет исключительно из личных средств. Кроме этого, ему придётся заплатить штраф за езду без страховки. Рассмотрение дела будет в обязательном порядке проходить в суде.

Действия при ДТП без страховки

Третий

Страхова отсутствует у обеих сторон дорожно-транспортного происшествия. Справедливости ради необходимо сказать, что подобная ситуация бывает гораздо реже, чем две предыдущие (по принципу «снаряд дважды в одну воронку не попадает»). Но если подобное всё же произошло, то при незначительной аварии лучше всего разойтись полюбовно. Если водитель, который в ней виноват, признаёт свою неправоту, он должен компенсировать нанесённый ущерб потерпевшему водителю. Если же ситуация спорная, требуется серьёзный и дорогостоящий ремонт разбитого автомобиля или есть потерпевшие, необходимо, в первую очередь, вызвать сотрудников ГИБДД. В любом случае обеим сторонам придётся оаплатить штраф за то, что их транспортные средства не были застрахованы.

Четвёртый

У кого-то из участников инцидента на дороге страховка недавно была, но она на момент столкновения была уже просрочена. Некоторые ушлые водители сразу же пытаются позвонить своему страховому агенту (если есть устойчивые деловые связи) и просят выписать страховку этим днём или даже задним числом. В принципе, в некоторых случаях страховые агенты могут пойти навстречу, хотя это и незаконно. Поэтому, чтобы не оказаться «козлом отпущения» (если страховка отсутствует у виновника, потерпевшего или даже у обоих) следует обратить особое внимание на то, чтобы второй водитель, принимавший участие в аварии, не стал звонить и договариваться со своим страховым агентом ни о чём подобном. Следует чётко понимать следующее: если в момент совершения ДТП страховка отсутствовала, то, с точки зрения закона, автомобиль застрахован не был. Со всеми вытекающими последствиями. И любые действия, направленные на экстренное исправление положения одним или обоими водителями в данном случае являются незаконными. Если сотрудник страховой компании пойдёт на подобную сделку из каких-либо побуждений, то и его действия войдут в противоречие с законом, что может создать ему немало проблем. Особенно в том случае, если дело дойдёт до суда.

Не секрет, что многие водители страхуют свой автомобиль на протяжении нескольких лет в одной и той же страховой компании и часто у одного и того же страхового агента. Как говорится, постоянство — признак стабильности. Такое положение выгодно обеим сторонам. Автовладелец может не беспокоиться о продлении страховки (ему напомнят), может рассчитывать на определённые преференции при оплате, а страховой агент получает процент от заключенной страховой сделки. Между автовладельцем и агентом иногда устанавливаются устойчивые деловые или личные отношения. В принципе, в случае дорожного происшествия при отсутствии страховки или если она просрочена, водитель может успеть позвонить своему страховому агенту и тот оформит полис, к примеру, вчерашним числом. А водитель просто скажет, что забыл его дома. На самом деле подобный вариант встречается довольно часто. В этом случае действия страхового агента хоть и будут, по сути, незаконными, но доказать это будет крайне сложно.

Водителям, которые принимали участи в дорожно-транспортном происшествии, где есть потерпевшие, нуждающиеся в медицинской помощи, категорически запрещено до приезда сотрудников ГИБДД и представителей страховщика сдвигать, перемещать машины на месте совершения аварии (если не требуется экстренная транспортировка в больницу). Даже незначительное перемещение одного или обоих автомобилей в этом случае строго наказуемо законом: водитель, которые осуществил подобные действия, будет наказан лишением прав на срок до двух лет. Категорически нельзя также покидать или скрываться с места аварии. Если виновник скрылся с места происшествия, при котором были пострадавшие или причинён материальный ущерб, то он может попрощаться с водительскими правами на срок от года до пяти лет (

Два водителя стоят возле машин после аварии

При незначительном ущербе лучше разойтись полюбовно

Статья 12.27, пункт 2 Кодекса об административных правонарушениях). Также ему грозит арест сроком до пятнадцати суток. Подобный проступок может положить начало уголовного расследования, при котором админштраф покажется скрывшемуся виновнику просто лёгким испугом.

В определённых случаях оставление места происшествия закон всё же допускает. Это возможно, если перестановка автомобилей необходима для освобождения полосы движения, срочной транспортировки пострадавшего в медицинское учреждение или при полюбовном решении вопроса участниками столкновения. При освобождении полосы движения необходимо всё же самостоятельно зафиксировать схему ДТП. Законом допускается оставление места, где произошёл дорожный инцидент, если размер нанесённого ущерба не превышает 25000 рублей. Если повреждение несерьёзное, то вполне можно воспользоваться этим правом. А вот если требуется более или менее серьёзный ремонт, то определить на глаз его стоимость вряд ли удастся на месте.

Если у обоих участников нет страхового полиса или он просрочен, то, если это возможно, им выгоднее разойтись полюбовно. В этом случае не придётся вызывать сотрудников ГИБДД и платить соответствующий штраф за то, что у них отсутствует страховка.

В случае когда не застрахована одна или обе стороны автоаварии, но представителя ГИБДД всё же пришлось вызвать, он может стать свидетелем при составлении описи нанесённых убытков. Дальше вопрос их возмещения может быть решён в суде.

Если договор страхования заключён сразу же после происшествия (этим днём), то этот факт не станет основанием для обращения к страховщику за компенсацией убытков, ведь на момент совершения аварии полиса ещё не существовало. Если, конечно, её факт уже был зафиксирован сотрудниками дорожной полиции.

Наказание за езду без страхового полиса

О реальном наказании было сказано выше. Это тот случай, когда судьба подбрасывает неприятный сюрприз в самый неожиданный момент и порой при самых неблагоприятных обстоятельствах, жестоко карая автовладельца за его жадность или необязательность. Но поговорим о штрафных санкциях, установленных российским законодательством.

Для начала следует сказать, что страховой полис ОСАГО является одним из документов, которые водитель обязан возить с собой. Обязательных документов всего три: водительское удостоверение, технический паспорт автомобиля и, соответственно, полис страхования гражданской ответственности. Практически до конца 2014 года положениями Административного кодекса допускался запрет эксплуатации незастрахованного автомобиля, предусматривалось даже снятие государственных номеров с машины. В 2015 от подобной меры отказались, поскольку многократно увеличились случаи кражи госномеров на автомобилях, а снятие их инспекторами дорожной полиции за отсутствие страховки только усугубляло положение.

Актуальная ситуация

Накануне наступления 2017 года ходили упорные слухи о том, что в будущем году административная ответственность за отсутствие страховки будет значительно ужесточена. Так уж повелось, что граждане накануне наступления нового года ожидают подорожания чего-либо. Сначала прогнозировали, что существенное увеличение штрафов произойдёт с первого апреля, далее — с первого июля. Но «воз пока что и ныне там».

Машины на дороге в большом городе

В мегаполисах водители стараются всё же страховать машины

Автомобильные эксперты всё же прогнозируют, что в ближайшее время административная ответственность за отсутствие страховки значительно ужесточится. Они допускают, что состоится пятикратное увеличение штрафов за отсутствие страховки до 2500–3000 рублей (есть даже проект о десятикратном увеличении). Но сегодня никто не готов к ответу на вопрос о конкретном времени внесения подобного нововведения в российское законодательство.

В 2015 году стоимость полиса страхования гражданской ответственности значительно увеличилась. Причиной тому послужило резкое падение курса рубля. В итоге автовладельцы начали массово игнорировать требование закона об обязательном страховании своей гражданской ответственности. Естественно, что ГИБДД сразу отреагировала на подобную тенденцию. Инспекторы стали останавливать автомобили под любым законным предлогом, хотя реальной целью остановки была проверка наличия страховки. На территории Российской Федерации неоднократно проводились рейды с целью выявления водителей, которые игнорировали данную норму российского законодательства. Подобные действия дорожной полиции несколько изменили ситуацию к лучшему, однако и сегодня на российских дорогах количество водителей, чьи автомобили не застрахованы, просто поражает. При этом ситуация в мегаполисах и российской глубинке существенно отличается. Подавляющее большинство автовладельцев в крупных российских городах всё же старается застраховать свои автомобили. Ведь ежедневно они становятся невольными свидетелями транспортных происшествий на улицах родных городов. Жители провинции менее озабочены возможностью попадания в аварию и своим спокойствием за рулём. В глубинке, где транспортный трафик минимален, значительная часть водителей не приобретает полисов обязательного страхования гражданской ответственности. Да и уровень доходов жителей мегаполисов и маленьких городов и местечек существенно отличается.

На данный момент действуют старые штрафы. Но понятие «отсутствие страховки», как оказалось, разноплановое. Она может вообще отсутствовать, быть просроченной, водитель может забыть документ дома, не быть вписанным в полис или эксплуатировать транспортное средство вне пределов его срока действия. И вот каждая из указанных ситуаций рассматривается отдельно. И наказание, соответственно, тоже отдельное.

Видеокомментарии сотрудника ГИБДД к отсутствию страховки

Штраф за отсутствие ОСАГО

Если водитель транспортного средства не удосужился оформить полис обязательного страхования автогражданской ответственности, то инспектор остановивший его, может на законном основании выписать ему штраф в размере 800 рублей. Сделает он это на основании Статьи 12.37. ч.2 Админкодекса. Это наиболее высокий штраф за данное правонарушение. Законодатель понимает, что автовладелец, который вообще не оформлял страховку, принципиально игнорирует требования закона. Кроме штрафа, сотрудник дорожной полиции обязан выписать предписание о необходимости заключения договора страхования.

Штраф за езду без страховки

Иногда случается, что страховой полис забыт дома. При остановке инспектор может проявить снисхождение и, если водитель живёт недалеко, подождать, пока он привезёт сам или попросит кого-либо из родственников или знакомых привезти ему данный документ. Безусловно, ехать за ним он должен не на своей машине. Как правило, полицейские снисходительно относятся к подобным нарушителям. Но по закону (Статья СТ 12.3 КоАП РФ) водитель, который не имеет при себе страховки, должен заплатить штраф в 500 рублей. Но в данной статье существует «вилка». Кроме полутысячного штрафа, в виде меры наказания предусмотрено также предупреждение.

Но ведь все прекрасно понимают, что водитель может сказать инспектору неправду. Полиса может не быть вообще. Установить истину можно с помощью звонка в страховую компанию, которая подтвердит, что данные лицо заключило с ней договор и он действует в данный момент. Необходим номер договора и дата его заключения, которые будут сообщены сотрудниками страховой компании. Инспектор ГИБДД может проверить данную информацию в базе данных. Если же по каким-либо причинам номер страховой компании отсутствует, то водитель может перезвонить домой и попросить кого-либо из родственников найти полис и продиктовать его номер и дату заключения договора страхования. Действия сотрудника дорожной полиции: он проверяет по базе данных правдивость сообщённой ему информации и выписывает штраф нерадивому водителю в 500 рублей. Это в худшем случае, в лучшем же забывчивый автомобилист может отделаться простым предупреждением.

Если страховка просрочена

Сразу стоит определиться: просроченная страховка недействительна. Это означает, что её просто нет. Соответственно, на нарушителя распространяется действие той же статьи Административного кодекса, которая действует при отсутствии страховки вообще (Статья 12.37. ч.2). И как бы водитель не пытался доказать полицейскому, что он не виноват, сделал это не умышленно, просто забыл, не помнил о дате окончания договора и т. д., на инспектора подобные аргументы просто не подействуют. Страховка является просроченной даже тогда, когда с момента окончания договора прошёл всего один день. Соответственно, в случае дорожно-транспортного происшествия на подобного водителя распространяется вся ответственность, предусмотренная для тех, у кого нет полиса ОСАГО вообще.

Ответственность за езду с просроченной страховкой составляет штраф в 800 рублей.

За рулём машины водитель, который не вписан в полис

Представим себе ситуацию: после встречи с друзьями подвыпивший водитель не рискует сам садиться за руль (и правильно делает), но передаёт управление своей супруге, у которой тоже есть водительские права. Ну вот одна беда — в своё время он забыл сказать своему страховому агенту, чтобы тот вписал в полис жену (как вариант — водитель женился после заключения страхового договора). Для остановившего машину сотрудника дорожной полиции данным транспортным средством управляет человек, фамилия которого не внесена в полис страхования автогражданской ответственности. Данная ситуация регламентируется Статьёй 12.37 ч.1. Админкодекса. Подвыпивший супруг должен будет «облегчить» семейный бюджет на полтысячи рублей штрафа. И без альтернативы в виде предупреждения. Подобное правило будет действовать и в том случае, если за рулём находится друг, нанятый для определённой поездки водитель и так далее, то есть любое третье лицо, данные которого отсутствуют в действующем полисе ОСАГО. Даже если рядом сидит человек, на которого он выписан. Но ведь за рулём — другой.

Но самое страшное даже не в этом. Закон говорит о том, что инспектор ГИБДД, который остановил автомобиль и обнаружил подобное нарушение, не должен ограничиваться только составлением протокола и выписыванием штрафа. Он обязан отстранить человека, управляющего чужим автомобилем, от вождения во избежание продолжения правонарушения. Если (как в нашем примере) подвыпивший супруг сядет за руль, он автоматически станет виновником вождения в нетрезвом состоянии, со всеми вытекающими последствиями. Поэтому сотрудники дорожной полиции должны отправить задержанный автомобиль на штрафплощадку. А вот забрать его со штрафплощадки может только хозяин и исключительно после оплаты штрафа и услуг по транспортировке машины эвакуатором (а это происходит, как правило, именно так), а также услуг хранения автомобиля на штрафплощадке. Избежать подобной ситуации получится только в том случае, если на место остановки автомобиля инспектором прибудет кто-либо из тех, кто значится в полисе ОСАГО. Когда такой человек успевает приехать ранее эвакуатора, то нарушение считается устранённым и машина может продолжать движение. Но уже под управлением того лица, которое вписано в страховой полис. А водитель, которого задержали, выполнять роль только пассажира.

Исключением из данного правила станет страховой полис, который оформлен на условиях неограниченного пользования транспортным средством. В этом случае не оговаривается конкретный круг лиц, имеющих доступ к управлению. В этом случае претензии инспектора полиции будут необоснованными, но только в том случае, если в машине находится и владелец, на которого оформлена страховка. Подобная опция несколько увеличивает стоимость самого полиса и поэтому ею пользуются далеко не все.

Ну а кто платит за невписанного водителя штраф, если нет неограниченного пользования? Многие часто задают подобный вопрос. Ответим просто: штраф платит автовладелец. Ведь это он сознательно передал управление автомобилем человеку, на которого не распространяется защита страховки.

Видео о ситуации со штрафами за отсутствие страховки в некоторых регионах

Езда вне периода действия

Иногда автовладельцы выписывают страховой полис сроком на год, но указывают, что период использования транспортного средства будет, к примеру, в летнее время. Например, с мая по ноябрь. Но обстоятельства складываются так, что за руль приходится садиться в январе. Подобная ситуация и станет ездой вне периода использования. По факту выходит, что страховой полис есть и он действителен, но в определённый период года ездить всё же нельзя. Подобные страховые полисы заключаются для того, чтобы существенно снизить стоимость ОСАГО. Ведь многие автовладельцы попросту не выезжают на дорогу зимой, многие хотели бы это сделать, но не могут, поскольку не позволяют погодные условия в местности их проживания. Как альтернатива — автовладелец выезжает за границу на определённое время и предполагает, что какой-то период его не будет и, соответственно, транспортное средство не станет использоваться. Зачем же переплачивать? Если инспектор дорожной полиции останавливает автомобиль в подобной ситуации (вне периода использования ОСАГО), то он обязан наложить на водителя штраф в размере 500 рублей. Предупреждение в данном случае не предусмотрено. Действует СТ. 12.37 ч.1.

Как часто выписывают штраф за отсутствие страховки и могут ли это сделать повторно

Инспектор ГИБДД остановил водителя и выписал ему штраф за отсутствующую или недействующую страховку. Правонарушение считается законченным. На руках у водителя есть документы, подтверждающие, что он уже понёс наказание за совершённое противоправное деяние. Но вот завтра его остановит новый инспектор и попросит предъявить страховой полис ОСАГО (или КАСКО). А он опять отсутствует. И снова будет выписан штраф. В течение суток штраф больше не выпишут, а вот на следующий день уже могут. Ну, если очень не повезёт и снова остановят. И так будет всё время до того момента, пока водитель не решится обратиться в страховую компанию за составлением договора «автогражданки».

Характерно, что Административный кодекс не предусматривает увеличение суммы штрафа в случае повторного наказания за отсутствие автостраховки. Ужесточение административной ответственности также не предусматривается. Но вот повторно будут штрафовать на 800 рублей регулярно. Ну или на 500, если правонарушение можно квалифицировать по иному пункту Статьи 12.37 Админкодекса.

Несколько слов о техосмотре

Ездить на собственном легковом автомобиле без талона о прохождении периодического техосмотра можно. А вот оформить полис ОСАГО — нельзя. Соответственно, отсутствие талона о прохождении техосмотра ещё не означает, что его не было вообще. Поскольку прохождение диагностики и технического осмотра при получении страхового полиса является обязательной процедурой (талон ТО должен быть действующим) при оформлении полиса, то никакого влияния на сумму штрафа за отсутствие страховки сам по себе техосмотр не оказывает.

По поводу техосмотра и страховки необходимо упомянуть об одном важном моменте: если при совершении дорожно-транспортного происшествия виновником был признан владелец транспортного средства, у которого истёк период действия техосмотра, то страховая компания обязана компенсировать ущерб потерпевшему, но далее она должна предъявить регрессное требование к водителю, признанному виновником, автомобиль которого не имел действующего талона ТО.

А вот для некоторых ТС наличие талона техосмотра обязательно: для автобусов, грузового транспорта, такси и так далее. Но и для этой категории сумма штрафа за отсутствие страховки не изменится в зависимости от наличия или отсутствия документа о прохождении техосмотра.

Мотоциклист на повороте в лучах солнца

Мотоциклисты тоже должны быть застрахованы

Только ли автомобили

Следует понимать, что народное название полиса «автогражданка» вовсе не означает, что он необходим только для владельцев автомобилей. Страховка необходима также и для хозяев мотоциклов. То есть, для всех транспортных средств, объем двигателя которых превышает 50 кубических сантиметров. Также в число подобных транспортных средств в последние годы попали электромобили, мощность электродвигателей которых превышает 4 квт. Поэтому штрафные санкции за все виды правонарушений, связанные с отсутствием полиса ОСАГО, распространяются и на их владельцев. Мотоциклист обязан иметь страховку наравне с автомобилистом.

Видео о перспективах роста ответственности за отсутствие страховки

Что ожидать в будущем

В июне 2015 года на законодательном уровне было принято решение о получении доступа ГИБДД к информационной базе АИС РСА. Поэтому при остановке инспектор ГИБДД может спокойно «пробить» по ней подлинность страхового документа, который предъявил остановленный автовладелец. Бывают случаи, когда водители используют фальшивые, фиктивные или недействующие страховые полисы. Бланк, к примеру, может быть подлинным, а вот страховая компания, указанная в нём, может отсутствовать вообще. Или может прекратить своё существование. Естественно, что подобные страховые полисы будут являться недействительными. Кроме этого, их обладатели несут уголовную ответственность за подделку документов. Последнее требование не обязательно реализуется, всё будет зависеть от обстоятельств. Например, водитель мог сам не знать о том, что его страховая компания является фиктивной. А вот если он преднамеренно использовал поддельный документ, то правовые последствия могут быть весьма серьёзными. Проверить подлинность страхового полиса можно и самостоятельно. И даже рекомендуется это сделать, если есть хоть какие-то сомнения в своём страховике.

Естественно, что речь идёт о страховке автотранспорта вообще, а не только об ОСАГО. Страховка вполне может быть и КАСКО. Просто последняя встречается на российских дорогах гораздо реже и поэтому речь шла в основном об обязательной «автогражданке». Отсутствие (недействительность, просроченность и т. д.) КАСКО в равной степени несёт в себе те же правовые последствия, что и отсутствие ОСАГО.

В 2016 году в Казани и Самаре начал реализовываться пилотный проект видеофиксации автомобилей, которые ездят без страхового полиса. А если быть точным, то тех, что отсутствуют в базе данных ОСАГО. Реализовать подобный проект позволило то обстоятельство, что дорожная полиция получила доступ к соответствующим информационным ресурсам. На данный момент ещё нет выводов по результатам этого эксперимента. Но если он будет признан удачным, то вполне вероятно, что вскорости камеры видеофиксации станут выписывать штраф за отсутствие страховки в автоматическом режиме.

Страхование автогражданской ответственности стало в последние годы «горячей» темой в среде российских автомобилистов. Но подавляющее их большинство всё же склоняется к мысли о том, что лучше не вступать в противоречие с законом. Кроме этого, наличие страховки делает и жизнь, и езду гораздо спокойнее. Поэтому не надо экономить, ведь никто не знает, что может произойти в следующий момент на ближайшем перекрёстке...

Сергей Крятченко

Здравствуйте! Меня зовут Сергей. Мне 47 лет. По образованию — филолог.