Главная — Обязательно ли устанавливать знак «Начинающий водитель» в 2017 году и есть ли штраф за его отсутствие /
7 Сен 2017

Наконец-то сданы экзамены на знание правил дорожного движения и вождение. Долгожданные права ещё несут на себе некий первозданный запах и ощущение того, что все дороги мира открыты. И так хочется сесть за руль, утопив до пола педаль акселератора. А стрелка спидометра резко подпрыгнет и понесётся ввысь до 90, 100, 120, 140 километров в час… Но стоп! Это пока не для вас. Пока что вы начинающий водитель, недавно получивший разрешение на управление транспортным средством, и на российских дорогах для вас существует множество ограничений. Это ненадолго, всего лишь на два года. Но какими долгими они покажутся, когда хочется выжать из своего автомобиля максимум возможного и показать себя на скоростной трассе не хуже других! Тех, кто за рулём уже далеко не первый год и почему-то старается вести себя очень осторожно. Пока что их поведение кажется несколько странным. Но спустя годы практики вы поймёте, почему они ведут себя подобным образом. Именно так же думает и российский законодатель, который считает, что молодой по сроку наличия водительских прав человек не должен в первые же дни реализовывать на практике все свои амбиции. Он для них ещё слишком неопытен и не имеет многолетней практики вождения, что делает его небезопасным на дороге. Именно поэтому лица, которые не имеют минимального стажа в два года, во многом ограничены российскими законами в своих возможностях. Например, им предписано некоторое время ездить с жёлтым знаком, а ещё хуже, что за его отсутствие нерадивому нарушителю в 2017 году положен штраф...

Внимание: на дороге новичок!

Получение водительских прав

Права в руках и кажется, что открыты все дороги мира

На российских дорогах часто можно увидеть автомашины, на задние стёкла которых наклеены жёлтые квадраты с восклицательным знаком. Понаблюдав за ними несколько минут, замечаешь, что другие участники движения почему-то инстинктивно стараются держаться от них подальше. И это неудивительно, потому что между собой водители называют владельцев подобных обозначений на авто «неопытный». А предыстория такова: раньше, ещё с советских времён, лица, которые имели стаж вождения до двух лет, были обязаны приклеить на заднее стекло небольшой треугольник белого цвета с красной каймой и буквой «У» (сегодня этот знак не отменён, но он применяется только для обозначения учебного транспорта). Водители шутили: «Убийца на дороге». Теперь же аналогом подобного знака стал жёлтый квадрат с чёрным восклицательным знаком, сторона квадрата — 150 мм, а высота восклицательного знака — 110 мм (данные ГОСТа). Знак представляет собой наклейку, которая должна украшать заднее стекло автомашины или её заднюю часть. В Правилах дорожного движения России говорится, что знак должен соответствовать принятым нормам и устанавливаться (лепиться) снаружи и сзади автомашины. С какой стороны, на стекле или нет — решать самому автовладельцу. Главное, чтобы знак был и при этом не мешал обзору.

Впервые на законодательном уровне подобный знак появился в первый день весны 2009 года. Российские законодатели решили обозначить таким образом автомобили тех, чей стаж менее двух лет. Новый знак заменил старый. Практики долго привыкали к новым жёлтым квадратным наклейкам на некоторых автомобилях. Их между собой даже стали ласково называть «чайники». Хоть это и лучше, чем «убийцы», но всё равно обидно. В магазинах даже появились специальные шутливые наклейки в виде чайника, изображённого на фоне квадрата жёлтого цвета. Кстати, со стороной в 150 мм… Некоторые даже лепили на свои машины вместо установленного законом жёлтого квадрата с восклицательным знаком чайники на жёлтом фоне. Но шутки закончились четвёртого апреля текущего года, когда тот же российский законодатель ввёл в действие гораздо более жёсткие правила эксплуатации транспортных средств начинающими водителями. Новшества касались и знаков на машинах. Знак для впервые получивших права стал обязательным. Но об этом дальше.

Зачем нужен знак «Начинающий водитель»

Начинать тяжело в любом деле. А особенно на современной дороге и тем более, в мегаполисах. Новичку очень тяжело, с него льётся холодный пот в пробках, ноги инстинктивно нервно подрагивают на педалях. Попытка любого неверного манёвра вызывает ожесточённые сигналы других участников дорожного движения, а иногда и неприкрытое хамство или нецензурные тирады. Начинающий чувствует огромное облегчение, выехав на пустую дорогу за городом.

Законодатель тоже помнит свои первые дни за рулём. Ведь ощущения новичка одинаковы, вне зависимости от того, богат ты или беден, за рулём «Мерседеса» или за рулём «Жигулей». И поэтому предусмотрительно обозначает новичка соответствующим знаком. Другие участники дорожного движения должны понимать, что водитель автомобиля с подобным знаком может совершать ошибки, он может быть не совсем адекватен на дороге и порой совершенно непредсказуем.

Считается, что два года водительского стажа могут достичь определённого уровня мастерства и через два года после получения прав жёлтый квадрат с чёрным восклицательным знаком можно смело снимать.

Безусловно, двух лет может быть вполне достаточно. Ну, скажем, для большинства. А вот как поступать с теми, кто отучился и сдал на права, а к этому времени автомобиля у него не было? Когда-то он всё же купит свою первую машину, взлелеянную в мечтах, и сядет за руль. И выедет на дорогу, полную машин. А произойдёт это через два года и один месяц после получения прав. По закону знак новичка такому лицу уже не нужен. А ведь он гораздо опаснее для других, чем тот, кто обозначил себя жёлтым квадратом. Да и Правила дорожного движения уже несколько подзабыты, и навыки вождения, полученные в автошколе, куда-то делись. А ехать надо. И вот выезжает подобный «чайник» на трассу, и становится потенциальной угрозой для других участников дорожного движения. Сознательный водитель, не уверенный в своих силах, наклеит знак «Начинающий» и в этом случае, давая понять другим участникам движения, что он требует особого отношения на дороге. Но подавляющее большинство этого не сделает, опасаясь того, что другие водители будут смотреть свысока и насмехаться над ним. И вот этот момент российский законодатель почему-то не учёл.

ДТП с участием неопытного водителя

Новички, по утверждению экспертов, становятся участниками каждого третьего ДТП

К сожалению, никто не ведёт отдельной статистики о количестве дорожно-транспортных происшествий, которые произошли с участием лиц, получившими права недавно. Также нет статистики в процентном соотношении подобных ДТП к их общему количеству. Но эксперты говорят о том, что водители с малым стажем вождения становятся участниками в каждом третьем дорожно-транспортном происшествии. Новички более подвержен риску попасть в аварийную ситуацию, так как у него не хватает навыков маневрирования и ведёт себя очень неуверенно во время движения. Любой начинающий изначально должен думать и заботиться о своей безопасности, безопасности своих пассажиров и других участников дорожного движения. Поэтому знак «Начинающий водитель» предназначен для тех, кто не имеет достаточного опыта вождения. Он способствует уменьшению количества стрессовых ситуаций, тем самым придавая уверенность в себе, и сигнализирует другим участникам дорожного движения о том, что им следует быть особо внимательными и давать новичку определённые привилегии, учитывая его небольшой опыт вождения.

Характерно, что во времена Советского Союза водитель, сдавший экзамены на права, сразу не мог получить удостоверение. Вместо него выдавался временный талон, который действовал в течение двух лет. Владелец этого талона обязан был ездить со скоростью не более 70 километров в час. Также он обязан был устанавливать на своё транспортное средство знак старого образца, аналогом которого является сегодняшний «Начинающий водитель». Подобное требование появилось ещё в советских Правилах дорожного движения в конце 60-х годов прошлого века. Спустя два года, если в течение этого срока он не совершил серьёзных нарушений Правил дорожного движения, ему выдавались права постоянного действия без переэкзаменовки. В случае если в течение двухлетнего испытательного периода новичок совершил несколько нарушений, ему всё же требовалась переэкзаменовка. Кстати, подобный подход практикуют во многих странах мира. Примерами могут служить Италия, США, Литва или Франция. В каждой из этих стран существуют свои обозначения транспортного средства, которым управляет начинающий. А за отсутствие знака предусмотрен солидный штраф. В некоторых странах существует закон выдаче временных прав, срок действия которых, кстати, составляет тоже два года. После двухлетнего периода успешно прошедший испытание на дорогах вчерашний новичок получает регулярную водительскую лицензию. Также для таких лиц введены значительные ограничения по скорости движения как в пределах города, так и на автострадах. А о том, что европейские и американские бывалые автовладельцы проявляют особо бережное отношение к своим начинающим коллегам на дороге, и говорить не приходится. Возможно, именно поэтому водители западных стран с минимальным стажем вождения абсолютно не стесняются устанавливать на свои машины знак, обозначающий, что за рулём неопытный.

Видео о том, для чего придумали наклейку и сколько с ней ездить непрофессионалу

Что изменилось в 2017 году и какой штраф положен за отсутствие знака

Несмотря на то что знак существует в ПДД России и ещё с 2009 года, некоторые игнорировали его использование, некоторые, как уже говорилось, лепили вместо стандартного знака чайник на жёлтом фоне. Но последние изменения в законодательстве признали знак «Начинающий водитель» обязательным к применению теми, чьи водительские прав младше двух лет. До 4 апреля 2017 года он был вроде бы обязательным, а с этой даты он стал строго обязательным. Постановление российского правительства от 24.03.2017 N 333 внесло несколько поправок в действующие ПДД, касающихся лиц, которые не имеют стажа минимум в два года.

Водителям, принадлежащим к данной категории, запрещено буксировать другие транспортные средства, а также запрещено перевозить пассажиров на мотоциклах или мопедах. Также запрещено эксплуатировать автомобиль, за рулём которого человек, получивший права менее двух лет назад, если на этом транспортном средстве отсутствует знак «Начинающий». За отсутствие предусмотрен штраф в 500 рублей. Теперь на нарушителей распространяется действие Статьи 12.5 КоАП РФ. Но санкции статьи однозначно не предусматривают полутысячный штраф, инспектор ГИБДД может ограничиться простым предупреждением. Если, конечно, правонарушение замечено впервые и не привело к созданию аварийной ситуации на дороге. Разница, как видим, весьма существенная. Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности. Поэтому сослаться на собственную неосведомлённость не получится.

При вторичном нарушении правила об обязательном наличии соответствующего знака на машине начинающего водителя дополнительная административная ответственность не предусмотрена. То есть, не предусмотрено усиление ответственности. Штраф при повторном нарушении составит всё те же 500 рублей.

Где и как именно его вешать или клеить

Как уже говорилось, знак должен находиться снаружи машины и в её задней части. Желательно, чтобы он не мешал обзору. Но последнее требование не принципиально, если автомобиль оснащён двумя полноценными зеркалами заднего вида. Использование знаков-карикатур типа чайника на жёлтом фоне, не запрещено, но они будут для инспектора ГИБДД просто красочной наклейкой. А вот знака, установленного законом, на машине не будет. В лучшем случае водитель может отделаться предупреждением, в худшем — штрафом в 500 рублей. Поэтому использование различных чайников для обозначения того, что за рулём неопытный, неправомерно.

Знак «Начинающий водитель» на заднем стекле автомобиля

Знак лучше крепить на заднем стекле машины слева

Использоваться должен только знак, официально установленных формы и размера. Купить его можно практически в любом автомагазине. Закон не регламентирует метод установки знака. Он может быть наклеен, может крепиться на присосках. При этом главным является его соответствие нормам закона: цвету, размеру, локации в задней части автомобиля. Инспектор ГИБДД при остановке не может предъявить претензии к тому, что знак, например, закреплён на присосках. Некоторые именно так и поступают, поскольку заботятся о красоте своего автомобиля. Ведь этот знак, спустя всего каких-то два года, придётся снять. А вот след от него на корпусе машины вполне может остаться. Вторым фактом является «синдром чайника», обладатели которого ущербно чувствуют себя на дороге с подобным знаком на своей машине. Представим себе, к примеру, профессора ВУЗа, у которого в крови учить и наставлять, а вот как водитель он ещё сам является в каком-то роде студентом. Неоднократно поднимался вопрос о том, что знак «Начинающий водитель» должен быть приклеен на самоклеящуюся плёнку, во избежание его периодического и неправомерного снятия. Но в Правилах дорожного движения говорится только о том, что «знак должен быть установлен», не уточняя, каким именно образом.

Некоторые «чайники» подшучивали сами над собой и крепили по несколько знаков на свои автомобили. Наличие нескольких подобных знаков, в принципе, нарушением не является, если не мешает обзору ситуации позади машины.

Необходимо добавить, что пройти периодический техосмотр без знака тем, чьи права моложе двух лет, тоже невозможно. Если раньше на его отсутствие могли просто закрыть глаза, то теперь, как уже было сказано, он стал обязательным. Снять знак со своего автомобиля можно самостоятельно через два полных года с момента получения водительских прав.

Водителям мотоциклов или мопедов, которые тоже имеют минимальный стаж, не превышающий двух лет, покупать и крепить знак необязательно. В законе ничего не сказано, кроме того, что они и так не могут перевозить пассажиров. Перевозка для нновчиков запрещена в любых вариантах: как при наличии коляски, так и в том случае, когда мотоцикл без неё. Правила дорожного движения также не предусматривают установку знака на транспортное средство, считающееся сельскохозяйственной техникой, на самоходные машины и квадроциклы.

Некоторые начинающие водители ввиду своего незнания ПДД считают, что знак «Начинающий водитель» вполне может быть заменён на треугольник с буквой «У», о котором говорилось ранее. Но такой подход является грубой ошибкой, поскольку знак в виде треугольника с буквой «У» допустимо размещать исключительно на учебных транспортных средствах, управляемых учащимися автошкол, которые осуществляют вождение вместе с опытным инструктором и под его контролем. Подобная тактика, по мнению использующих её, должна привести к тому, что бывалые будут держаться от транспортного средства, на котором есть этот знак, подальше. Если инспектор ГИБДД останавливает водителя со стажем вождения меньше двух лет, то он непременно обратит на это внимание и поймёт, что он очень плохо учился в автошколе. Поскольку данное транспортное средство не является учебным, то инспектор вправе потребовать устранение недостатка на месте и водитель будет обязан содрать этот знак со своего автомобиля в его присутствии. Поскольку жёлтого квадрата с восклицательным знаком у него, естественно, не будет, то он практически гарантированно получит штраф в размере 500 рублей.

Сотрудники ГИБДД, комментируя новшества, отмечают, что они направлены на существенное понижение уровня аварийности и уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий, в которых участвуют начинающие. Соответственно, тяжесть последствий возможных дорожно-транспортных происшествий также должна снижаться.

Видео о необходимости использования

Все ли водители осведомлены

Не секрет, что сегодня не все смотрят новости, слушают радио или читают газеты. Жизнь многих людей настолько напряжена и проходит в очень высоком темпе, поэтому они не имеют возможности отвлекаться даже на просмотр телевизионных новостей. И как выясняется, зря. Социологические службы недавно провели опрос среди водителей России, которые получили права меньше двух лет назад. Участниками опроса стали также и бывалые. Результаты соцопроса явились просто шокирующими. Среди лиц, стаж которых превышал два года, о нововведениях в Правилах дорожного движения знаки только 30% опрошенных. Среди неопытных со стажем меньше двух лет о нововведениях и обязательном наличии знака «Начинающий водитель» на их автомашинах не знали 75% респондентов. Подобная осведомлённость является просто Клондайком для инспекторов ГИБДД, мотивирующих составление протоколов с административным штрафом в 500 рублей тем, что незнание законов не освобождает от ответственности. Некоторые новички, оштрафованные сотрудниками дорожной полиции, высказывали пожелания об установке специальных информационных плакатов на дорогах, чем обязана заняться ГИБДД. В них должны отражаться последние нововведения в Правилах дорожного движения России. Ведь человеку, занятому напряжённой работой, не всегда есть возможность отвлекаться на мониторинг новшеств в ПДД.

Рекомендации психологов

Опытные психологи, специализирующиеся на теме подготовки водителей, настоятельно рекомендуют преодолеть в себе фобии, связанные с «синдромом новичка». Они утверждают, что новичок, который выезжает на дорогу, гораздо быстрее справится с неуверенностью, если признает себя неопытным водителем. Мало того, окружающие будут давать ему определённые привилегии в движении. Ведь все люди и ничто человеческое не чуждо. Многие из бывалых будут стараться помочь начинающему коллеге и предостеречь его от аварийной ситуации, понимая, что он не всегда может адекватно среагировать на внезапно возникшую опасность во время движения. Также они будут более осторожно вести себя с ним, что, в свою очередь, облегчит юнцу сам процесс вождения. Конечно, будут и те, кто просто станет насмехаться над новичком и постарается показать себя асом на трассе, таковых тоже немало. Но дорога, как правило, расставляет всё на свои места. И опытный, нагло ведущий себя с начинающим, рано или поздно понимает всю несуразность своего поведения. Кроме этого, как утверждают психологи, в признании проблемы лежит первый шаг к её преодолению.

С увеличением опыта вождения и его срока «синдром новичка» перестанет терзать начинающего водителя и он привыкнет к своему статусу.

Знак учебного автомобиля

Этот знак обозначает учебный автомобиль

А когда вчерашний начинающий водитель выйдет на трассу уже в роли бывалого, он вспомнит свои первые годы за рулём и станет снисходительно относиться к своим коллегам, недавно севшим за руль. Спустя определённое время, подобные отношения послужат значительному снижению аварийности на российских дорогах. Стало известно, что планируется внесение изменений в сам процесс подготовки будущих водителей. В частности, в курс подготовки будет введено несколько часов лекций профессиональных психологов. На данный момент точно неизвестно, когда именно подобное нововведение станет правилом. Но работа в этом направлении уже ведётся. Кстати, участие психолога в подготовке является привычным делом в странах Европы. В некоторых из них даже существует особая специальность — автопсихолог.

Почему знак актуален именно сегодня

Внесение изменений в российское законодательство, касающихся неопытных водителей, стало актуальным именно сегодня. Ни для кого не секрет, что количество легковых автомобилей на российских дорогах стремительно растёт. Особенно это заметно в мегаполисах. Автомобильные пробки в Москве известны уже по всему миру. Несмотря на экономический кризис, уровень продажи новых и подержанных автомобилей практически не падает. Соответственно растёт и число лиц, ими управляющих. Растёт оно за счёт тех, кто впервые получает водительские права. Недаром на каждом шагу сегодня можно увидеть предложения услуг автошкол.

Пробки в Москве

Количество автомобилей на российских дорогах растёт с каждым годом

Рост числа водителей, получивших права недавно, автоматически приводит к увеличению аварийности на российских дорогах. И данное положение не может не беспокоить российских законодателей. И не только их, а и всё водительское сообщество России. Недаром говорят, что опытный бежит от «чайника», как черт от ладана. Поэтому каждый бывалый автолюбитель хочет знать, с кем он имеет дело на трассе. Вполне можно допустить, что в ближайшие годы административная ответственность за отсутствие обозначения того, что за рулём новичок, может существенно увеличиться.

Комментарии к новым нормам законодательства

Введение административной ответственности за отсутствие знака «Начинающий водитель», по идее, должно привести к снижению аварийности на российских дорогах. Но эксперты сомневаются, что это реально произойдёт на практике. Если законодатели считают свои решения направленными на обеспечение безопасности и очередным торжеством принципов законности на дорогах родной страны, то в практическом применении новшества вряд ли приведут к реальным результатам. А причиной этому послужила «вилка» в административном наказании, предусматривающая возможность обычного предупреждения. Очень часто инспекторы ГИБДД при остановке водителей с отсутствующим знаком ограничиваются предупреждением и рекомендацией по его установке. При этом проверить, было ли уже подобное нарушение в практике новичка или его не было, следующий инспектор ГИБДД, остановивший эту машину, просто не сможет. Чем обязательно воспользуется начинающий водитель, который из определённых побуждений просто не хочет устанавливать соответствующий знак на свою машину. Наличие подобных законодательных «вилок» также в немалой степени способствует развитию коррупции, поскольку новчиок может просто «откупиться» от назойливого инспектора дорожной полиции небольшой суммой и тот ограничится обычным предупреждением. Ведь ни для кого не секрет, что «чистота рядов» сотрудников ГИБДД во многих регионах вызывает, мягко говоря, сомнения.

Существенная проблема для начинающего водителя, у которого отсутствует указанный знак, может возникнуть при прохождении технического осмотра. Вторым проблемным моментом может стать диагностирование транспортного средства перед получением страхового полиса. Специалисты техцентра обязательно должны потребовать наличие наклейки на автомобиле. Но к сожалению (чего греха таить), многие знают, как проходить диагностику и получить полис автострахования без реального диагностирования на профильной станции техобслуживания.

Видеоомментарии к обязательной установке знака «Начинающий водитель»

Дополнительные советы

Хоть в законе и не указано точное месторасположение знака «Начинающий водитель», но опытные советуют клеить его на заднем стекле автомобиля слева. В таком случае он сразу станет заметен для водителя, едущего сзади и собирающегося совершить обгон этого автомобиля.

Знак, который закреплён на присосках, может во время езды по ухабам или в мокрую погоду по просто отпасть. Его отсутствие приведёт к неприятному разговору с сотрудниками ГИБДД (в случае остановки) а также к необходимости покупки нового знака.

По нормам закона нарушитель может оспориь протокол, составленный сотрудником ГИБДД, в суде в течение 14 дней. Право оспорить есть, а вот смысла в этом нет. Если инспектор составил протокол без нарушений, то суд практически гарантированно признает его решение законным. Обстоятельства, которые делают претензии сотрудника ГИБДД неправомерными, в данном случае практически не существуют.

Выписанный штраф является обязательным к оплате. Если оплатить его в течение 20 суток, то он может уменьшиться наполовину.

Если нарушитель не получил извещение течение 80 суток, то с большой долей вероятности можно быть уверенным в том, что в ГИБДД о нём забыли, а подобное часто происходит с мелкими нарушителями. Данная служба, в первую очередь, требует исполнения своих обязательств теми нарушителями, которым присуждены солидные штрафы. Подобное же мелкое нарушение может просто затеряться. Админкодекс России говорит о том, что штрафы за нарушение Правил дорожного движения имеют срок исковой давности в два года. Поэтому через два года любые претензии со стороны государства о необходимости оплаты штрафа становятся неактуальными. Также на законных основаниях можно не оплачивать штраф, если превышен максимальный срок рассмотрения дела в суде, который составляет 60 суток. Вряд ли оштрафованный водитель будет подавать апелляцию в суд вышестоящей инстанции, но если это произойдёт, то последний должен вынести своё решение на протяжении трёх месяцев. Если же превышен и этот срок, то решение о штрафе также можно игнорировать. Тех, кто напуган слухами о том, что даже мелкий штраф может послужить причиной отказа в пересечении границы, успокоим: для запрета на выезд потребуется отдельное решение суда. Суд же может вынести подобное решение только в том случае, если есть соответствующее обращение судебного исполнителя, а сумма самого штрафа превышает десять тысяч рублей.

Если знак «Начинающий водитель» находится на автомобиле больше двух лет с момента получения прав и сотрудник ГИБДД обнаруживает этот факт, то никаких штрафных санкций за это не предусматривается. Максимум — рекомендация снять неактуальный знак. Не следует забывать о том, что транспортным средством может управлять несколько человек, стаж вождения которых различен.

Бывалые советуют начинающим при возникновении сложной ситуации на дороге и неуверенности в своих силах включать аварийную сигнализацию. Вместе с соответствующим знаком «аварийка» практически мгновенно создаст вакуум вокруг машины, все водители постараются держаться от неё как можно дальше. Растерявшийся новичок сможет прийти за это время в себя и найти выход из создавшегося положения.

Не секрет, что действия новичка часто лишены прогнозируемости и даже целесообразности. Установка знака «Начинающий водитель» позволит оградить себя от агрессивных действий бывалых коллег, которые вечно недовольны неадекватными манёврами начинающего собрата по рулю. Кроме того, что установка знака является обязательной, она ещё является логичной. Поэтому не следует комплексовать. Самым правильным выходом станет зайти в автомагазин и смело наклеить требуемый знак на свой автомобиль. Ничего страшного не случится, ведь практически каждый бывалый помнит свои первые дни за рулём.

Сергей Крятченко

Здравствуйте! Меня зовут Сергей. Мне 47 лет. По образованию — филолог.