Главная — Удары при переключении акпп /
30 мая 2014

От комфорта сложно отказаться, поэтому, оценив преимущества автоматической коробки передач, автомобилисты уверенно выступают за отказ от механики, недалек тот час, когда «третья» педаль окончательно уйдет в прошлое. Нечто подобное уже происходило с ручным стартером, который со временем вытеснил электрический мотор. Поэтому в наше время автомобили с АКП (или АКПП на иностранный лад) уже давно перестали быть экзотикой.

Как правило, поводом для посещения автосервиса и проведения автотехнических экспертиз автоматических трансмиссий становятся непонятные удары, пинки, выбеги и толчки. Любой механик-агрегатчик десятки раз был вынужден отвечать на вопрос: что является причиной ударов в автоматической трансмиссии вскоре после ремонта.

Если автомобилист хотя бы раз посещал автосервис по этой причине, он наверняка может привести несколько возможных причин возникновения ударов, например, при повышающем переключении. Вся сложность вопроса состоит в том, что удары в АКП может вызвать с десяток факторов. Опытный механик-агрегатчик навскидку сможет назвать 6-7 вероятных причин. После переборки трансмиссии удары могут возникнуть по следующим причинам:

Причины ударов при переключении АКПП

- возможно подвисание какого-нибудь клапана в мехатронике коробки передач или в гидроблоке;

- не выставлен уровень масла в АКП;

- неверно отрегулированы зазоры в пакетах тормозов и муфт;

- неисправность соленоида;

- не отрегулирован регулятор давления;

- жгут проводов требует замены;

- электронный блок необходимо заменить.

Необходимо на доступном уровне разбираться в этом вопросе, а потом уже приступать к изучению более сложного материала. Для начала необходимо четко представлять саму природу удара при работе типичной гидромеханической АКПП.

Различаются 2 типа переключения при движении по прямой: понижающее и повышающее. Сам процесс переключения передачи представляет собой изменение передаточного отношения. При переключении передачи, например, с 4-й на 3-ю переключение является понижающим, при обратной последовательности – повышающим.

Во время переключения передачи АКПП происходит увеличение/уменьшение угловой скорости насосного и турбинного колес гидротрансформатора, также изменяется частота вращение коленвала. Теория говорит о том, что выходной вал кинематики трансмиссии (с его помощью крутящий момент передается на ведущий мост) сохраняет постоянную угловую скорость. Инерция автомобиля дает возможность сохранять скорость в определенном диапазоне значений. Эти процессы и вызывают изменение угловой скорости колес гидротрансформатора.

Процесс переключений передачи можно объяснить с позиции изменения давлений, которые возникают в муфтах АКП (включаемой и выключаемой) и угловой скорости. Эти процессы в современных автоматических трансмиссиях контролируются электроникой и достаточно сложны для понимания.

Многих автомобилистов ставит в тупик то, что блок управления АКПП не выдает коды каких-либо неисправностей. При этом все равно приходится обращаться к экспертам и выполнять автотехническую характеристику, так как проблемы в трансмиссии ощущаются при эксплуатации автомобиля. Дилеры самоустраняются от решение проблем, основной их аргумент состоит в том, что если блок управления не фиксирует неисправность, то никаких проблем нет.

В этом вопросе важно понимать причины возникновения удара. Удар водитель ощущает всем телом, то есть органолептическим методом и это явный признак неисправности в работе АКП. При диагностике с помощью сканера коды неисправности не выдаются. Причина этого в том, что попросту отсутствует контролирующий блок, оснащенный датчиком ускорения. Без него невозможно зафиксировать удары и проанализировать причины их возникновения. Пока что производители не начали комплектовать АКП такими системами контроля, а значит, применение сканера в этом вопросе не поможет.

Изучая причины возникновения удара, начать следует с силы, воздействующей на кузов и создающей дискомфорт для автомобилиста. Источником такой силы является силовой агрегат, а точнее его смещение. Перемещаясь на опорах, он и становится источником энергии, передающейся на кузов в виде затухающих колебаний. Говоря о факторах, смещающих силовой агрегат, уместно вспомнить предположения механика-агрегатчика.

Читая данную статью не можем не порекомендовать информацию Как правильно трогаться на автомобиле с МКПП, т.к. многие водители переходят с автомата на механику.

После того как автомобиль разогнался на предыдущей передаче, турбинное колесо гидротрансформатора накапливает значительную энергию в виде собственного момента инерции. Именно эта энергия и является причиной удара. При переключении передачи накопленная энергия переходит в потенциальную и перемещает силовой агрегат. Этот процесс можно сравнить с раскрученным детской игрушкой – сильно раскрученным волчком. Когда он вращается с большой угловой скоростью его нелегко не то что остановить, но даже просто отклонить от оси вращения.

В этом нет ничего удивительного, ведь при переключении передачи изменяется именно угловая скорость турбинного колеса. В том, что такое объяснение удара при переключении АКП верно можно убедиться опытным путем. Если постепенно изменять время переключения, то в сразу же ощущается и то, как изменяется качество работы трансмиссии.

Сила возникающего удара зависит от того насколько быстро изменяется угловая скорость колеса гидротрансформатора. Чем быстрее она изменяется, тем большая энергия высвобождается. Иногда режим изменения угловой скорости нарушает рекомендации производителя, что приводит к пульсирующему высвобождению энергии. Это делает переключение передач еще более некомфортным.

Таким образом, все без исключения удары в АКПП можно объяснить нарушением в изменении угловой скорости турбины гидротрансформатора, вне зависимости от того, что именно является их источником. Это создает дискомфорт для водителя в момент переключения передачи.

Конечно, не стоит думать, что правильная регулировка зазоров в муфтах и дефектовка гидроблока или соленоидов не имеет значения. Эти вопросы также важны и рассматриваются во время обучения, но основная цель этого материала подробно остановиться на том, что именно является первопричиной посредственной работы АКПП. Понимание причин некачественного переключения передач позволит специалисту в будущем уже самостоятельно выявлять источники неисправностей и повысит его профессиональный уровень. Специалист по ремонту АКПП сможет устранять не следствия, а причины неисправностей.

Опытные механики-агрегатчики могут привести пример из своей практики, связанный с одним из автомобилей немецкого производства. Причиной посредственной работы трансмиссии и недовольства автовладельцев стал гидротрансформатор. Муфта блокировки гидротрансформатора стала причиной жесткого переключения передач. В свете изложенной информации становится ясен механизм возникновения этой проблемы – это мешало плавному изменению угловой скорости турбинного колеса.

Тематический курс по изучению работы современных автоматических трансмиссий создан с учетом последних результатов автотехнических экспертиз, изучавших причины некорректной работы АКПП. Материалы курса базируются на результатах исследования причин отказов автоматических трансмиссий, последних наработках в области исследования электронных систем управления АКП, рекомендациях механиков-агрегатчиков по диагностике и переборке трансмиссий. Этот курс станет должен заинтересовать всех энтузиастов в области диагностики и ремонта АКПП, людей, которые бы хотели докопаться до сути проблемы, не ограничиваясь поверхностными объяснениями. В рамках обучения вся информация подается в доступной и легкой для восприятия форме.


Бэд Киттивна
2014-10-29 23:13:09
Походу у меня эти удары в коробке. Заметны не всегда. Преимущественно при продолжительном спокойном движении не спеша. Как мне это продемонстрировать в пределах автосервиса?