Для кого опасны электромобили
За прошедшие пять лет мировые продажи электромобилей возросли на 57%. В автомобильной промышленности одной лишь Европы занято 12 млн человек, и переход с ископаемого топлива на электричество приведет к большим изменениям в цепочке поставок. Пострадают производители коробок передач, топливных и выхлопных систем, коснется это и производства смазочных материалов.
Какая отрасль может оказаться под угрозой
Такие крупные корпорации, как Mersedes-Benz, BMW, Opel, Nissan Motor и др. уже начали плавный переход в сторону электрификации выпускаемых авто. В новых линейках авто наряду с бензиновыми вариантами появляются гибридные и аккумуляторные версии.
Электромобили требуют на 50-70% меньше смазочных продуктов, чем автомобили с двигателем внутреннего сгорания. К 2025 году ожидается снижение спроса на смазки, и компании должны будут изменить продукцию в сторону нового тренда.
Налаживание нового производства, смена политики компании, открытие новых отделов и направлений в маркетинге, разработки и исследования — все это требует больших затрат. Поэтому компании по производству смазочных материалов испытывают значительные трудности. Тот, кто не успеет прыгнуть в поезд, в дальнейшем может понести колоссальные убытки.
Прогнозируемый рост машин на электротяге
Рост количества электромобилей означает смену эпохи нефти. Аналитики предсказывают в ближайшее время увеличение авто на электротяге до 350-400 млн. экземпляров по всему миру. Для сравнения, в 2018 году было около 5,5 млн. электромобилей. Быстрой смены не предвидится — авто на ДВС пока способны конкурировать с новым видом транспорта.
Новый бум ожидается в 2020 году. Крупные производители анонсировали выход новых моделей на электротяге, улучшили аккумуляторные батареи, сократив время зарядки и снизили стоимость. Такие изменения вызовут интерес автолюбителей и повысят спрос.
Есть и существенные минусы, сдерживающие лидерские позиции электрокаров:
- высокая стоимость;
- отсутствие станций для подзарядки;
- емкость аккумулятора хватает на небольшие расстояния;
- мало сервисов обслуживания.
Какие смазки нужны электромобилям
Силовая конструкция электрокара проще, чем у классического автомобиля. У автомобилей нового поколения меньше элементов, требующих смазки, так как нет двигателя внутреннего сгорания. Коробка передач выглядит непривычно — крутящий момент возникает посредством работы редуктора. Но остальные элементы все также требуют замены смазки, например:
- тормозная жидкость;
- масло для трансмиссии;
- масло редуктора.
Как реагируют компании
Производители смазочных материалов подстраиваются под рождающийся спрос на специальные смазочные материалы для электрических версий автомобилей.
Глава Castrol Дейв Холл, имея большой опыт работы специалистом в концерне, отметил, что намерен меняться вместе с миром и будет пересматривать линейку продукции, чтобы решить эту проблему, ведь необходимо опередить ситуацию, а не игнорировать ее и ждать нужного момента.
У Royal Dutch Shell Plc появилась линия специальных высокотехнологичных жидкостей для гибридных и электрических моторов. Total выпустила новые марки для электрокаров. Petronas выпускает свой собственную марку электрических автомобилей.
У Funchs появился новый отдел команды менеджеров и специалистов, разрабатывающих маркетинговую компанию новой серии продукции для электромобилей. Новая формула может повысить эффективность и увеличить дальность на 4 мили.
Прогнозы на будущее
Менеджер компании Kline Джордж Морви заявил, что уход от моторного масла приведет к убыткам, и прибыль не сможет покрыть их в полном объеме.
Главный технолог Funchs считает, что электрификация автомобилей не станет угрозой для производства. Отказ от стандартных автомобилей с ДВС еще не произошел, и в ближайшем будущем рынок будет ими пополняться. А выпуск новых продуктов для аккумуляторного транспорта будет только на пользу. К тому же, в некоторых моделях электромобилей используются стандартные смазки, предназначенные для ДВС.
Российские специалисты также утверждают, что обвала в отрасли смазочных материалов не предвидится. Дизельный транспорт показывает растущую тенденцию и, скорее всего, не даст возможности электрокарам обогнать его.
Нефтяные компании не стоят на месте в развитии. Ведутся разработки технологий, делающих топливо более эффективным. Для смены ДВС на электромотор потребуется инновационная технология, позволяющая снизить итоговую цену за автомобиль: должен быть увеличен запас хода аккумулятора, а его характеристики — должны улучшиться. Но такие разработки войдут в реальную жизнь еще не скоро.