Изменение передаточных чисел в коробке передач на моделях ВАЗ 2113-2115
Ездовые характеристики двигателей ВАЗ 2113, ВАЗ 2114, а также ВАЗ 2115 можно изменить в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями, не форсируя их, то есть без увеличения мощности силового агрегата. Это выполняется путём изменения передаточных чисел и количества передач МКПП.
Специально для обладателей «Самар», заинтересованных в улучшении динамики своего автомобиля, в данной статье предложены наиболее оптимальные варианты рядов передаточных чисел, соответствующих определённому валу коробки передач. Выбор нужного ряда должен обуславливаться требованиями, предъявляемыми к машине в целом, а также индивидуальным стилем езды (экономичным либо спортивным).
При этом не нужно забывать о том, что улучшая одни эксплуатационные характеристики, могут пострадать другие.
Если главную пару коробки передач (передаточное число составляет 3,7) заменить парой, обладающей передаточным числом 3,9 (4,1), то это позволит:
- значительно улучшить динамику авто;
- ускорит момент выхода двигателя на максимальные обороты;
- не так часто переключать передачи – актуально для спортивного стиля езды.
При вышеперечисленных плюсах такой замены существует и небольшой минус: расход топлива возрастёт в пределах 3–5 %.
Алгоритм замены вторичного вала и ведомой шестерни
Изменение передаточного числа главной передачи сопровождается заменой ведомой шестерни, зафиксированной на коробке дифференциала, и вторичного вала, выполненного совместно с ведущей шестернёй, тюнингованными элементами. При этом зубчатые колёса штатного вторичного вала необходимо переставить на новый.
Для самостоятельной замены вторичного вала и ведомой шестерни следует последовательно выполнить следующие действия.
- Демонтировать коробку передач, очистить от загрязнений и промыть, следя за тем, чтобы вода не попала в картер;
- Используя ключ на 17 мм, отвернуть болт, фиксирующий кронштейн троса привода сцепления;
- Посредством ключа на 13 мм отвернуть 6 гаек, используемых для фиксации задней крышки картера;
- Снять кронштейн;
- Шпильку крепления КПП к картеру мотора рекомендуется вывернуть, после чего снять и её, и уплотнительную прокладку;
- Продвинуть шток, при помощи которого осуществляется выбор передач, до упора, включить III или IV передачу, максимально вытянув шток;
- Отвернуть болт (служит для крепления вилки V передачи), применяя ключ на 10 мм;
- Нанести удар по вилке через выколотку, выполненную из мягкого металла, чтобы включить пятую передачу;
- Выправить бородком закерненную поверхность гаек, расположенных на первичном и вторичном валах;
- Отвернуть гайки валов, используя головку с мощным воротком на 32 мм;
- Снять узел V передачи, находящийся в сборе (для удобства вначале рекомендуется несколькими отвёртками поддеть шестерню этой передачи);
- Снять дистанционное кольцо подшипникового узла, а затем и игольчатый подшипник;
- Извлечь ведущее зубчатое колесо V передачи, используя пару отвёрток;
- Отвернуть поочерёдно каждую из 3 пробок фиксаторов штоков, регулирующих переключение передач, при помощи головки на 13 мм;
- Извлечь из соответствующих гнёзд шарики фиксаторов и пружины;
- Отвернуть 4 винта, фиксирующих упорную пластину. В этом поможет ударная отвертка, наконечник которой имеет крестообразную форму.
Самоотворачивание данных винтов исключается благодаря стопорным шайбам.
- Снять упорную пластину;
- Спрессовать втулку подшипника ведомой шестерни и упорную шайбу V передачи. Для этого, прежде всего, следует поддеть их двумя отвёртками, а затем в получившийся зазор ввести захваты съёмника, после чего можно заняться непосредственно спрессовыванием;
- Снять стопорные кольца задних подшипников, находящихся на первичном и вторичном валах, предварительно поддев их отвёрткой;
- Отвернуть пробку фиксатора передачи (задней), используя головку на 13 мм, и вынуть пружину;
- Извлечь шарик, вставив в гнездо фиксатора отвёртку и поднеся к ней магнит;
- Отвернуть 13 гаек и болт, служащий креплением картера КПП к картеру привода сцепления, посредством головки на 13 мм;
- Снять картер коробки передач: нужно вставить отвёртку в паз, находящийся на границе привалочных поверхностей картеров, аккуратно приподнять картер КПП и снять его;
- Снять прокладку;
- Отвернуть болт, служащий креплением вилки включения передач (I-II) к штоку, накидным ключом на 10 мм;
- Вывести вилку из зацепления, немного приподняв шток;
- Отвернуть болт, фиксирующий вилку включения передач (III-IV) на штоке;
- Вывести отвёрткой шток из механизма переключения передач;
- Поднять шток, после чего вывести вилку из специального углубления скользящей муфты, относящейся к синхронизатору;
- Вывести шток, включающий V передачу, из механизма переключения передач, поворачивая его;
- Извлечь ось переходного зубчатого колеса задней передачи и эту шестерню;
- Одновременно извлечь и первичный, и вторичный вал из подшипников, расположенных в картере привода сцепления;
- Опереть ведущее зубчатое колесо (главная передача) на брус из дерева.
Это рекомендуется выполнить для удобства разборки вторичного вала;
- Спрессовать внутреннее кольцо подшипника: нужно вставить зубило (крепкую отвёртку) в зазор между внутренним кольцом подшипника и торцом ведущей шестерни и наносить по нему ударяя до тех пор, пока кольцо не будет спрессовано;
- Зажать в тиски вторичный вал.
Губки данного устройства должны содержать накладки из мягкого металла;
- Спрессовать задний подшипник, поддев его парой отвёрток.
В случае возникновения затруднений рекомендуется использовать трёхзахватный съёмник;
- Извлечь друг за другом упорную шайбу, ведомое зубчатое колесо IV передачи, игольчатый подшипник и его дистанционное кольцо;
- Спрессовать втулку подшипника, заранее поддев при помощи монтажных лопаток ведомую шестерню III передачи;
- Извлечь ступицу устройства для синхронизации передач (III-IV) в сборе с муфтой, а также снять блокирующие кольца;
- Снять ведомую шестерню III передачи и, соответственно, подшипник;
- Снять стопорное кольцо и извлечь упорные полукольца вместе с шариком, которые расположены на вторичном валу;
- Снять шестерню II передачи и подшипник;
- Разжать стопорное кольцо (ступица синхронизатора) специальными щипцами, после чего снять;
- Вместе со ступицей и блокирующим кольцом снять скользящую муфту устройства синхронизации I-II передач;
- Снять блокирующее кольцо синхронизатора и ведомое зубчатое колесо I передачи;
- Снять подшипник и второе стопорное кольцо ступицы синхронизатора;
- Извлечь дифференциал в сборе;
- Зажать в тиски, оснащённые накладками из мягкого металла, ведомую шестерню главной передачи;
- Отвернуть 8 болтов, при помощи которых ведомая шестерня крепится к коробке дифференциала. При этом понадобится головка на 17 мм;
- Выбить коробку дифференциала, используя медный молоток;
- Установить новые валы и ведомое зубчатое колесо в последовательности, обратной представленному алгоритму.
Стоит отметить, что выполнив установку дифференциала в картер привода сцепления, одну из шестерён понадобится зафиксировать оправкой. От этого будет зависеть правильность дальнейшей сборки. И ещё один момент: прежде чем приступить к сборке картеров КПП и сцепления, по всему периметру привалочных поверхностей желательно нанести герметик.