Системы навигации автомобилей, которые работают без спутников
Современные навигаторы работают через спутник. Они автоматически определяют местоположение по GPS. Такие системы начали разрабатывать в 60-е годы прошлого века. Однако сами навигаторы начали изобретать раньше, когда доступа к космическим технологиям еще не было.
Первый автонавигатор Iter-Avto
Разработан он был в 30-х годах прошлого века в Риме. Устройство имело форму небольшой коробочки, в которую вставлялся бумажный свиток с картой. Его устанавливали рядом с приборной панелью и подключали к спидометру с помощью троса.
Карта прокручивалась автоматически в отличие от схемы в прообразе навигатора Plus Fours Routefinder, созданного в 1920 году — там двигать карту нужно было вручную. Скорость прокрутки Iter-Avto зависела от скорости движения самого авто. Таким образом, карта прокручивалась пропорционально пройденному расстоянию, но погрешности в такой навигации, конечно же, были и довольно серьезные.
Прибор хорошо работал только на прямой дороге. Если нужно было неожиданно куда-то повернуть, автомобилисту приходилось вставлять свиток с другой схемой и вручную выставлять свое местоположение.
На картах были указаны разные дорожные препятствия, в том числе развязки и мосты, а также разные полезные объекты, включая отели, кафе, заправки.
Устройство не завоевало успех на рынке, потому что в 30-е годы далеко не все люди могли позволить себе ездить на авто.
Honda Electro Gyro-Cator
Следующим инновационным навигатором стал прибор от Honda, который работал по принципу инерции. Он был создан в 1981 году совместно с компаниями Alpine и Stanley Electric.
Система навигации подключалась к коробке передач, чтобы первая могла распознавать, когда автомобиль трогается с места и когда останавливается.
Навигатор определял, в каком направлении движется авто, за счёт специального прибора — газового гироскопа, заполненного гелием. На него подавалось электричество. Куда направлялась струя гелия, туда и двигалось авто.
Навигатор представлял собой коробку с монохромным дисплеем на 6 дюймов, на котором отображалась карта. Положение машины было отмечено мигающей точкой. С началом движения точка начинала перемещаться в том направлении, на которое указывал гироскоп.
К прибору в комплекте поставлялся маркер, которым можно было отмечать разные места на карте. Устройство было тяжелым (около 9 кг) и дорогим (от 2 до 3 тысяч долларов), поэтому в массы оно не пошло.
The Etak Navigator
В 1985 году свет увидело новое навигационное изобретение The Etak Navigator. Оно работало за счет кассет с магнитной лентой, на которые записывались карты городов и окрестностей. На нескольких кассетах с трудом могла уместиться схема дорог Лос-Анджелеса, поэтому карты нужно было часто менять, если поездка была длительной. Схема местности отображалась на зелёном монохромном экране прибора.
Система определяла местоположение машины и скорость передвижения за счет цифрового компаса и датчиков колес авто. Основная аппаратура системы находилась в багажнике автомобиля. Там был процессор и блок памяти на 128 Кб.
Перед использованием владелец авто должен был откалибровать систему: он доезжал до перекрестка, вводил местоположение, затем ехал до следующего перекрестка и снова отмечал на карте положение авто. После этого навигатор сам сопоставлял известные ему координаты с данными, которые он получал от компаса и датчиков колес.
Самые первые навигаторы, которые работали без связи со спутником, отличались большими погрешностями, но при этом стали революционным открытием, так как работали автоматически —прокручивали карту сами в режиме реального времени.