Автомобильный журнал pol-z.ru
Show
Главная — Права на скутер и мопед в 2017 году: кому они нужны и что будет в случае нарушения норм закона /
25 Сен 2017

В последние годы на российских дорогах значительно увеличилось количество скутеров и мопедов. Особенно это заметно в тёплое время года. И подобная тенденция ни у кого не вызывает удивление, ведь подобные двухколёсные транспортные средства неприхотливы, экономны, могут без проблем проехать в автомобильной пробке, в конце концов, их можно просто заглушить и провести в руках по тротуару в статусе пешехода мимо длинных очередей автомобилей, стоящих в заторах. Они просто незаменимы для сельской местности, для условий российского бездорожья. Да и езда на них весной, летом и ранней осенью приносит несравнимое ни с чем удовольствие. Но ни для кого не секрет, что значительное количество владельцев двухколёсной техники весьма пренебрежительно относится к вопросу безопасной езды. Следствием этого становится существенное увеличение числа дорожно-транспортных происшествий, в которых принимают участие представители подобной категории участников дорожного движения. Да и последствия при ДТП для скутеристов и мопедистов часто будут гораздо серьёзнее, ведь они наименее защищены на дорогах и нередко пренебрегают защитной экипировкой. Что ждёт сегодня мопедистов и скутеристов по нормам российских законов и на все ли из таких ТС нужны права?

Мопеды и скутеры на российской дороге: в чём разница и сходство

Для начала попробуем разобраться в том, что же такое мопеды и что такое скутеры, а также в чём заключается разница между этими средствами передвижения.

Мопед является двухколёсным транспортным средством, которое предначено для езды на сравнительно небольшие дистанции. Безусловно, его считают очень экономичным средством передвижения, которое позволяет эксплуатировать его даже людям с небольшим достатком. Мопед потребляет немного бензина, а его максимальная скорость достигает 50 км/ч. На этом транспортном средстве отсутствует коробка передач. Темп езды можно регулировать правой ручкой на руле, используя которую есть возможность снижать или повышать скорость движения. На руле располагается и рукоятка тормоза. Начиная передвижение на мопеде, очень важно прокрутить сразу педали.

Мопед — двух- или трёхколёсное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объёмом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадроциклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

Мопед Gvalior Street

Мопед по техническим возможностям не должен передвигать быстрее 50 км/ч

Скутер можно назвать довольно близким родственником мотоцикла, но в уменьшенном виде. Как правило, на скутерах стоят коробки передач (вариаторы), а также установлены двигатели с объёмом, который гораздо больше, чем у мопедов. Соответственно, скорость его также гораздо выше. Максимальная может достигать более 120 км/ч. Он полностью управляется руками. Ноги же стоят на специальных подставках. Эти конструкции дают возможность комфортно и удобно передвигаться на транспортном средстве. Скутер также имеет более целостный кузов, что придаёт ему завершённый и респектабельный вид.

Немного истории. Первые мопеды появились на дорогах Советского Союза в середине пятидесятых годов прошлого века. Они стали преемниками разного рода маломощных мотоциклов, которых на то время даже в Советском Союзе было немало. Мопеды постепенно модернизировались и к середине семидесятых годов стали неотъемлемой частью жизни советских граждан. «Крутой» советский пацан 70-х или начала 80-х обязательно обязан был иметь один из продвинутых по тем временам советских мопедов: «Верховину», «Ригу» или «Карпаты». Спортивный вариант мокика «Карпаты» считался вообще последним писком моды. Приблизительно в подобном же ритме прошли и все восьмидесятые годы.

В середине девяностых привычные мопеды стали потихонечку вытесняться своими зарубежными «коллегами» – скутерами. Европейцы и американцы стали массово пересаживаться на маломощные двухколёсные транспортные средства, которые были экономичными, юркими и относительную безопасными. На Западе скутерами пользуются не только молодые люди, но и представители преклонного возраста. Если вести разговор о странах Азии, то там скутер стал не просто массовым, а тотальным явлением. Практически каждый мало-мальски уважающий себя китаец, вьетнамец или таец должен иметь в семье скутер. По статусу это приблизительно то же самое, что наличие автомобиля в европейской и американской семье.

В сознании россиян мопеды и скутеры в определённом смысле роде отождествляются, хотя их нельзя считать равнозначными представителями семейства маломощных средств транспорта. Но последние изменения в отечественных Правилах дорожного движения, касающиеся владельцев подобных средств передвижения малой мощности, поставили их в один ряд, чем практически уравняли с правовой точки зрения.

Скутер Yamaha

Скутер часто отждествляют с мопедом, но он, как правило, мощнее

Что изменилось: новые ПДД для скутеристов и мопедистов

История уравнивания правового положения для владельцев скутеров, мопедов, мокиков в российских реалиях достойна отдельной статьи. Мы же скажем только, что нововведения в Правилах дорожного движения России были инициированы российскими законодателями ещё в 2010-м. С 2010 по 2013 годы было сломано немало копий в прениях на эту тему. И вот в ноябре 2013-го новшества в российских ПДД всё же стали законом. С этого момента каждый владелец маломощного ТС (квадрицикла, мопеда, скутера, мокика) был обязан получить официальное право на управление ним. Естественно, потребовалась и постановка на регистрационный госучёт транспортных средств в отделении госавтоинспекции. Однако теория оказалась далека от практики, ведь получить права и номерные знаки государственной регистрации мотовладельцы смогли только через 12 месяцев, поздней осенью следующего года.

В ноябре 2014 начали действовать новые правила получения водительских прав мопедистами и скутеристами. Нельзя сказать, что на следующий день эта категория российских водителей массово ринулась получать водительские удостоверения и государственные номера. Поэтому на протяжении следующих лет сотрудниками ГИБДД проводилось множество рейдов практически во всех регионах страны по выявлению нарушителей новой редакции российских ПДД. В конце концов подобная активность правоохранителей всё же дала свои результаты? и сегодня подавляющее большинство скутеров и мопедов на российских дорогах уже имеют государственные номерные знаки, а их владельцы обзавелись правами. Если же говорить о российской глубинке, то ситуация там гораздо менее красочная. В отдалённых населённых пунктах водители скутеров и мопедов продолжают массово игнорировать требования Правил дорожного движения. Это утверждение особо актуально для Сибири, Дальнего Востока и южных регионов страны.

Ранее производители двухколёсных транспортных средств старались использовать одну уловку. Они занижали объем двигателя выпускаемого двухколёсного транспорта на 0,1 куб/см, что предоставляло возможность не получать права и не проводить госрегистрации скутеров или мопедов, которые имели объём двигателей 49,9 куб. см.

Со скольки лет разрешено управление и зависит ли это от кубатуры двигателя

Получение водительских прав категории «М» в России возможно с 16 лет.

Категория необходима для управления скутерами и мопедами, которые имеют объём двигателя менее 50 кубиков. Если же мопеды или скутеры имеют объём двигателя от 50 до 150 кубов, то потребуется уже открытие иной категории водительских прав – «А1». Сдать на неё можно тоже в 16 лет. На практике же в автошколе возможно обучаться и с 15 лет, но водительское удостоверение будет получено только в 16.

Мопед Карпаты-Спорт

В советское время мопед «Карпаты-Спорт» считался последним писком моды

Как открыть категорию «М»: условия получения и нюансы

Некоторые и сегодня продолжают утверждать, что для вождения транспортных средств с объёмом двигателей менее 50 кубов права не требуются. Они глубоко ошибаются. Последняя редакция российских ПДД утверждает, что любой водитель, управляющий механическим ТС, должен всегда возить с собой и предъявлять по требованию сотрудников ГИБДД водительское удостоверение, в котором открыты соответствующие категории. Актуальная редакция Правил дорожного движения приравнивает к скутерам или мопедам и велосипеды, которые имеют навесной двигатель, а их теххарактеристики соответствуют мопедам или лёгким скутерам.

Мопед (скутер) в соответствии с пунктом 1.2 ПДД является механическим транспортным средством, его водитель обязан иметь при себе водительское удостоверение (пункт 2.1 ПДД).

Для открытия в водительских правах категорий «М» или «А1» необходимо пройти стандартную медицинскую комиссию, которую проходят водители, имеющие права более высоких категорий. Как для получения категории «М», так и для получения «А1» необходимо отсутствие ограничения по состоянию здоровья. Первым делом проверяются зрение и психическое состояние кандидата в будущие водители.

Кому всё же можно обойтись без легализации ТС и права управления ними

Ещё раз вернёмся к уже изрядно поднадоевшей всем теме: если кубатура двигателя не превышает 50 куб/см, то нужно ли разрешение на управление подобным транспортным средством? Вопреки расхожему мнению о том, что на некоторые модели китайских или японских скутеров, а также старую советскую технику не нужно получать права, можем смело утверждать, что их водителям также необходимо иметь как минимум открытую категорию «М», поскольку весь подобный транспорт входит в категорию механических транспортных средств. И исключений для отдельных моделей нет. Также механическим транспортным средством признаётся мопед или скутер, оснащённым электродвигателем, мощность которого выше 0,25 кВт. Если мощность ниже этого показателя, то такое транспортное средство приравнивается к велосипеду.

Есть одна категория механических транспортных средств, которая не требует получения водительских прав. Как ни странно, можно без водительского удостоверения ездить на достаточно мощных двухколёсных транспортных средствах. Речь идёт о мопедах для мотокросса. Они представляют собой довольно впечатляющие аппараты, причисленные к спортивным снарядам. Поэтому для них не требуется наличие водительского удостоверения. Но здесь есть один существенный минус. На подобном транспортном средстве категорически запрещено выезжать на дороги общего пользования. На них можно ездить исключительно по пересечённой местности или в пределах трассы мотокросса.

К транспортными средствам, на которые нет необходимости получить права соответствующей категории, относятся сигвей, моноколесо, медицинская коляска без мотора, велосипед без мотора, квадроцикл при езде по полям, газонокосилка. На все остальные виды транспорта водительская лицензия всё же нужна.

Видео о получении прав для водителей скутеров и мопедов: причины и последствия

Особенности владения и вождения скутеров и мопедов до 50 кубов

До 2013 года (фактически — до 2014-го) управлять мопедом или скутером без всяких прав мог любой подросток. Теперь важен минимальный возраст в 16 лет и наличие хотя бы прав с открытой категорией «М». Кроме того, на транспортные средства с двигателями до 50 куб/см придётся получить специальный государственный номер. Оформлять же страховой полис ОСАГО можно в добровольном порядке. Хотя, как показывает практика, подобные транспортные средства представляют повышенную опасность как для их водителей, так и для других участников дорожного движения. Во-первых, управляют ими, как правило, молодые люди, которые не имеют достаточного опыта вождения и не всегда могут адекватно оценить дорожную ситуацию. Во-вторых, они практически не защищены. Поэтому при дорожно-транспортном происшествии и падении с мопеда или скутера водитель получает множественные травмы. Поскольку аварийность данных транспортных средств очень высока, страховой полис ОСАГО всё же желательно оформить, иначе при нанесении ущерба в результате ДТП третьим лицам возмещать материальные потери пострадавшей стороны придётся за счёт собственных средств.

По прошествии практически трёх лет с момента нововведения в российское дорожное законодательство автомобильные эксперты сходятся во мнении, что получение водительских прав водителями и регистрация самих транспортных средств малой мощности привело к вполне ожидаемым результатам. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием водителей скутеров и мопедов значительно уменьшилось. Опыт многих стран говорит о том, что установка номеров на них и получение их владельцами базовых знаний по Правилам дорожного движения неизбежно дисциплинирует молодых людей, которые обычно управляют ними. Они приучаются к ответственности за соблюдение правил передвижения по дороге, учатся уважать других участников дорожного движения и начинают понимать результаты своих действий и манёвров. А большие штрафы за несоблюдение норм закона приучают к внимательному и осознанному отношению к езде по дорогам общего пользования.

Несколько слов о мощных скутерах

Сегодняшний рынок готов предоставить для покупателей массу различных транспортных средств, которые подходят под категорию скутеров. Выпускаются скутеры с двигателями большой мощности — от 50 куб/см и выше. Для управления подобным транспортным средством его водитель должен получить уже не указанную выше категорию «М», а совершенно другую – «А1». Это при том условии, что мощность двигателя скутера не превысит 150 куб/см. В данном случае также существует возрастное ограничение: управлять подобными транспортными средствами можно после 16 лет. При езде на подобных транспортных средствах в обязательном порядке необходимо надевать мотошлем.

За вождение скутера с объёмом двигателя 150 и более кубических сантиметров необходима уже более высокая категория водительских прав. Владельцам подобной техники необходимо будет получение водительских прав категории А. Такие скутеры приравнивают к мотоциклам. Именно поэтому для их владельцев необходимо та же самая категории, как и для мотоциклистов. Существует также возрастное ограничение: водить подобные механические транспортные средства возможно только по достижении 18 лет. Данная категория даёт возможность управления любыми видами двух-, трёх-, или четырёхколёсных транспортных средств, если их масса не превышает 400 кг. Но обладателям этой категории водить автомобиль не разрешено. Кроме получения соответствующей категории владельцы мопедов или скутеров с мощностью двигателя от 150 кубов обязательно должны пройти техосмотр и получить полис страхования ОСАГО. Естественно, вождение данных транспортных средств разрешено исключительно в мотошлеме.

Для множества россиян практически вторым домом стал Таиланд. Речь идёт о тех, кто любит отдыхать на живописных пляжах Королевства, занимается фрилансом без привязки к офису или определённой территории, ведёт свой бизнес в этой стране. Как же обстоят дела с самым популярным транспортным средством в Таиланде?

Можно вполне догадаться, что это скутер. Россияне, приезжающие или живущие в Таиланде, очень часто используют этот транспорт. Скутер можно купить или взять в аренду. По тайским законам, сдавать в аренду транспортное средство людям, которые не имеют соответствующей водительской лицензии, нельзя. Среди тайских владельцев прокатных салонов иногда можно найти даже тех, что неукоснительно соблюдают норму закона. Но большинство, как правило, руководствуется только личной выгодой. Поэтому если в одном из пунктов проката скутеров или байков в Таиланде окажется принципиальный владелец, то метров через сто можно найти гораздо более лояльного хозяина.

Российские права в Таиланде не действуют, ввиду чего ни одна из открытых категорий не послужит аргументом для тайской полиции, если она остановит скутериста. При этом не действуют ни права старого, ни права нового российского образца. Но вот права международного образца принимаются абсолютно без проблем, ведь Королевство Таиланд является подписантом Венской конвенции, которая регламентирует дорожное движение во многих странах.

В Международных правах должна быть открыта категория А/А1 для передвижения по Таиланду на скутерах или байках. За передвижение без прав в Таиланде предусматривается штраф в размере 1 000 бат. Это около 30 долларов США. За езду без шлема накладывается штраф в 600 бат (около 18 долларов). В различных районах страны строгость полицейских также различна. В курортных городах, по утверждению побывавших там российских туристов, полиция иногда смотрит на подобное нарушение местных правил дорожного движения сквозь пальцы.

Как правило, в Таиланде наиболее часто используются скутеры и байки с объёмом двигателя от 125 кубов. В Таиланде относительно просто можно получить местные права на скутер или байк. Они будут действовать в восьми странах, которые принадлежат к союзу АСЕАН. Наличие местных прав даёт возможность не только свободно передвигаться по дорогам Королевства, но и практически бесплатно посещать местные достопримечательности. Ведь разница между ценой на посещение для местных и для иностранцев составляет иногда до 20 раз.

Управлять ТС возможно, если в правах есть более высокая категория

Наличие в водительском удостоверении более высокой категории, например, «B» или «C», автоматически даёт право на законных основаниях ездить за рулём скутера или мопеда. Если скутериста, обладающего подобными правами, остановит сотрудник ГИБДД, то ему можно смело показывать водительское удостоверение, после чего спокойно ехать дальше. Однако наличие категории «B» и выше не даёт права на вождение мотоциклов. Речь идёт только о тех типах мопедов и скутеров, для которых необходима категория «М». Для тех, кто получил права на управление легковым или грузовым автомобилем, получить права на вождение мотоцикла (А/А1) довольно просто. Для этого потребуется только нанести визит в отделение ГИБДД и подать соответствующее заявление.

Видео о процессе получения прав: практические советы

Какие штрафы и прочие санкции за езду без прав ждут нарушителей

К сожалению, многие продолжают халатно относиться к выполнению требования нормы закона. Особенно это можно проследить в российской глубинке. Здесь водители скутеров и мопедов часто густо выезжают на дорогу без каких-либо документов, без шлемов, могут доверять управление подобными транспортными средствами детям, не имеющим никакой практики вождения. И хоть дорожная полиция старается всеми силами бороться с подобным явлением, но халатность и необязательность скутеристов продолжает быть притчей во языцех в среде российских водителей. Возможно, многие не знают, но за вождение скутера или мопеда без соответствующей категории в правах законом предусмотрен весьма солидный штраф.

Статья 12.7 Административного кодекса чётко регламентирует административную ответственность за совершение подобного правонарушения. Если водитель остановлен сотрудником ГИБДД и не имеет права на управление тем транспортным средством, на котором он передвигается, то он может быть оштрафован на очень солидную сумму: от 5000 до 15000 рублей. Если же транспортным средством управляет водитель, которого в законном порядке лишили права управлять транспортом, то подобный недобросовестный «ездок» получит административный штраф уже в размере 30000 рублей. Также он может быть арестован на пятнадцать суток или осуждён к обязательным работам до двухсот часов.

Как видим, законодательная вилка в данном случае очень широка. Всё зависит от ситуации, личности нарушителя и твёрдости инспектора ГИБДД. Иногда бывают случаи, когда сотрудники дорожной полиции останавливают скутериста или мопедиста и выясняют, что у него нет ни регистрационных номеров, ни права на управление данным транспортным средством. Если транспортное средство уже изрядно походило по российским дорогам, то хозяин может его без зазрения совести оставить в «подарок» инспекторам ГИБДД, а сам попытается удалиться во избежание дальнейшего разбирательства.

Необходимо заметить, что речь в данном случае идёт об абсолютном отсутствии у водителя прав, при этом подразумевается, что он никогда не обучался на специальных курсах в автошколе и не сдавал экзамены по теории Правил дорожного движения в ГИБДД. Если же права были случайно забыты дома, то в таком случае водителя могут оштрафовать всего на 500 рублей. В отдельных случаях инспекторы ГИБДД идут навстречу подобным рассеянным мотовладельцем и ожидают, пока те привезут и покажут им водительское удостоверение.

Строгость административного наказания в отношении тех, кто был лишён прав на управление транспортными средствами и в этой ситуации вновь сел за руль, объясняется тем, что подобная категория граждан дважды нарушает закон.

Езда для несовершеннолетних

Поскольку закон разрешает получение права на мопед, скутер и мотоцикл с 16 лет, то говорить о совершеннолетии подобных водителей не приходится. Но если инспектор дорожной полиции останавливает скутер, которым управляет подросток, не достигший 16 лет и, соответственно, не имеющий водительских прав, то транспортное средство у него временно изымается, а рассмотрение дела об административном правонарушении переходит к комиссии по делам несовершеннолетних. Несложно догадаться, что к административной ответственности привлекут родителей малолетнего нарушителя. Им придётся изрядно опустошить семейный бюджет для уплаты штрафа за своего ребёнка, который катался на мопеде или скутере без прав. Размер штрафа будет тем же — от 5 000 до 15 000 рублей.

Сотрудники ДПС остановили малолетнего водителя скутера

За дейстия подростка без прав на скутере несут ответственность его родители

При совершении подростком без прав дорожно-транспортного происшествия весь нанесённый ущерб будет также возмещается за счёт его родителей. Как правило, при подобных ситуациях водитель скутера или мопеда, не имеющий прав, априори признаётся виновным в совершении ДТП, если родители ребёнка не докажут обратного в суде.

Ответственность за пьянство за рулём двухколёсных

Ни для кого не секрет, что увидеть на дороге пьяного водителя скутера или мопеда можно гораздо чаще, чем автомобилиста. Часто инспекторы дорожной полиции устраивают настоящие облавы на скутеристов и мопедистов. Дело в том, что задержать скутер или мопед не так просто, как кажется на первый взгляд. Это транспортное средство очень манёвренное и юркое, поэтому скутерист может с лёгкостью проехать там, где полицейской патрульной машине и не снилось. Если на подобном транспортном средстве нет номера и сотрудник дорожной полиции не сможет его остановить физически, то догнать на машине или в дальнейшем его идентифицировать практически не представляется возможным. Подобная проблема возникает часто и при совершении дорожно-транспортных происшествий с участием скутеристов или мопедистов, которые скрываются с места происшествия без зазрения совести.

Статистика утверждает, что скутеристы в состоянии алкогольного опьянения очень часто становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий.

Стакан алкоголя, наручники и ключи от машины

Выпивка за рулём неизбежно приведёт к большим проблемам

В законе говорится о том, что сотрудник ГИБДД может на законном основании проверить водителя на состояние алкогольного опьянения при наличии следующих признаков: запаха алкоголя, неустойчивости походки или стационарной позы, неадекватного поведения и нарушения речи. При превышении допустимого уровня алкоголя в крови инспектор дорожной полиции имеет полное право изъятия транспортного средства и помещения его на штрафплощадку. Дальше дело будет рассматривать мировой судья, за которым и остаётся вынесение приговора. Судьёй будут взвешены все обстоятельства совершения правонарушения и вынесен соответствующий приговор. По российскому закону водитель, управлявший транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, может быть оштрафован на сумму в 30 000 рублей или лишён водительского удостоверения на срок от полутора до двух лет. При этом законе не указано, что штрафные санкции отличаются за пьяное вождение для автомобилистов и скутеристов. То есть, речь идёт о водителях любых механических транспортных средств.

При повторном совершении подобного правонарушения в течение года с момента возвращения прав водитель лишается их уже на срок до трёх лет. В любом случае возвратить водительские права станет возможно только методом пересдачи экзамена на знание Правил дорожного движения в ГИБДД. Иногда даже бывалым водителям это не под силу с первого раза. Поэтому процесс возвращения водительского удостоверения может растянуться на довольно длительное время. Если водитель скутера, пойманный пьяным, имел права категории «В», «C» и выше, то его лишат водительского удостоверения вместе с этими категориями, а не только права на управление скутером. Это надо чётко понимать. Также новая норма закона, введённая в 2015 году, предусматривает при повторном правонарушении, связанном с ездой в нетрезвом состоянии, астрономический штраф до 300 000 рублей.

Человеку, который управлял в нетрезвом состоянии скутером и при этом не имел прав, будет несколько легче. Его просто не смогут лишить водительского удостоверения, потому что оно отсутствует в природе. Но вот административную ответственность он понесёт сполна. В подобном случае будет выписан штраф в размере 30 000 рублей или наложен административный арест до 15 суток. Но сотрудникам ГИБДД в подобной ситуации не так просто задержать и идентифицировать нарушителя, поскольку при нём может просто не оказаться документов. Поэтому придётся проводить его задержание. Также вдобавок к указанным выше 30000 рублей надо будет заплатить штраф за езду без прав, о чём было сказано выше.

Подводя итог, можно сделать вывод: пьянствовать за рулём не только небезопасно для жизни и здоровья, но и очень-очень дорого. Вне зависимости от того, есть водительские права или их нет. А патруль дорожной полиции, как правило, оказывается всегда в самом неожиданном месте и в самое неподходящее время.

Исключение в наложении штрафов при езде на скутере без водительского удостоверения делается для тех, кто проходит на нём обучение под руководством инструктора. В этом случае подобная езда не будет считаться правонарушением. При этом сам инструктор должен иметь водительские права, допускающие управление скутером или мопедом, а также стаж вождения не менее двух лет.

Кстати, последние нововведения в Правилах дорожного движения, появившиеся в 2017 году, запрещают перевозку пассажиров на мотоциклах, скутерах и мопедах водителями со стажем менее 2 лет.

Видео о получении категории «M»

Как открыть нужную категорию в водительских правах и сколько это стоит

Парадокс заключается в том, что получить водительские права категории «M» не так просто. После принятия закона в 2013 году многие владельцы мопедов и скутеров бросились искать автошколы, где можно было открыть в соответствующую категорию. Но каково же было их разочарование, когда они не смогли обнаружить ни одной автошколы, где бы уже была внедрена официально утверждённая программа подготовки водителей категории «M». Первая автошкола, которая стала готовить скутеристов и мопедистов, появилась в начале 2015 года. На данный момент существует и действует утверждённая программа по подготовке водителей маломощных транспортных средств. Как ни странно, найти отдельные группы по подготовке скутеристов или мопедистов в автошколах практически невозможно. Поскольку российское законодательство разрешает управлять мопедами и скутерами тем лицам, у которых в водительских правах открыты более высокие категории, то для легализации права управления скутером или мопедом идут, как правило, учиться на категории «А» или «А1».

Некоторые выбирают более высокие категории, поскольку считают, что со скутера рано или поздно пересядут за руль автомобиля. Молодые люди, которые впервые садятся за руль маломощного транспортного средства, в любом случае должны достигнуть 16 лет. Как правило, они идут обучаться сразу на право вождения мотоциклом. Однако из финансовых соображений иногда можно и учиться на категорию «M». Но только в том случае, если она есть в автошколе. Несмотря на существование государственной программы, подбор групп в автошколах происходит с завидной нерегулярностью. Поэтому при обращении к руководству автошколы могут порекомендовать прийти через два месяца или просто обратиться позже, например, через полгода. Ведь для одного человека обучение проводить не будут. Ожидая набора группы, придётся ездить без прав или не ездить вообще. Последний вариант гораздо лучше. Но вот хватит ли терпения и силы воли не сесть за руль своего скутера? Именно поэтому чаще всего приходится выбирать категории «А/А1».

Стоимость обучения водителей мотоциклов отличается в разных регионах страны и поэтому нельзя назвать единой суммы. Средний размер составит около 15 000 рублей. Выучиться на категорию «M» будет несколько дешевле — около 10 000 рублей. Но те, кто думает в расчёте на перспективу, идут учиться на более высокие категории. Ведь это более практично. Для того чтобы получить высшую категорию, следует вновь пройти курс обучения. А вот низшая категория открывается автоматически. Поэтому «М», если есть такая необходимость, можно открыть автоматически, обратившись в отделение ГИБДД. При этом не придётся сдавать ни теоретического, ни практического экзамена. Достаточно просто обратиться в отделение ГИБДД с заявлением об открытии низшей категории. Хоть она и будет открыта автоматически, но само водительское удостоверение потребует замены, поскольку в нём будет открыта ещё одна категория. Но это процесс совершенно не сложный, следует лишь оплатить небольшую госпошлину за замену водительских прав. Открытие новой категории без замены удостоверения невозможно технически.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», глава IV, статья 25, пункт 7:

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в настоящей статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории «М».

Срок, в течение которого готовят водителей на мопеды и скутеры, несколько отличается от подготовки мотоциклистов. Он составит от двух до трёх месяцев, в зависимости от частоты занятий и каждой отдельно взятой автошколы.

Подводя итоги

Подводя итог всему сказанному выше, можем сделать вывод о том, что для открытия категории «М» наиболее практичным решением будет выучиться в автошколе и получить любую более высокую категорию. В этом случае «М» будет присвоена автоматически.

Если мопед или скутер уже приобретён, а прав на его вождение и не предвидится, то ездить на нём крайне нежелательно. Хотя все понимают, что многие ездили, ездят и собираются это делать в дальнейшем. При этом главнейшим условием эта категория мотовладельцев считает строгое соблюдение Правил дорожного движения. Это позволит с большой долей вероятности избежать неприятного общения с инспекторами ГИБДД.

По непроверенной информации, в нынешний момент рассматривается вопрос о подготовке изменений в ПДД, которые допускают сдачу теоретического и практического экзамена водителями скутеров и мопедов экстерном, без прохождения соответствующих курсов в автошколах. Суть предлагаемых изменений состоит в том, чтобы максимально упростить процесс получения разрешения на управление маломощными транспортными средствами. Но необходимость прохождения водительской медкомиссии всё же предполагается оставить.

Автоэксперты признают несовершенство законодательной базы в отношении получения права управления транспортными средствами малой мощности. Ведь, по их мнению, именно бюрократическая и связанная с ней финансовая составляющие оказывают основное влияние на игнорирование множеством скутеристов и мопедистов действующих норм закона.

Если водителя лишили прав, то открыть отдельно категорию на скутер или мопед у него не получится до того момента, пока не истечёт срок административного наказания. А после этого отдельно сдавать экзамен на низшую категорию просто уже не будет необходимости.

Скутеры относительно недавно появились в нашей жизни. Они вообще недавно появились. Поэтому в разных странах по-разному реагировали на подобное новшество на дорогах. Но всё же реагировали и реагируют. Практически везде для вождения скутеров и мопедов требуются водительские права. И Россия в этом списке отнюдь не стала исключением. Регламентированное законом использование маломощных транспортных средств неизбежно приводит к снижению аварийности на дорогах. Поэтому при принятии решения о приобретении скутера или мопеда следует обязательно продумать и возможность получения права управления ним. А наш совет в любом случае будет таким: нужно соблюдать Правила дорожного движения, не создавая проблем ни себе, ни окружающим.


[ajax_load_more post_type="post" max_pages="5"]

Последние комментарии

    Notice: Undefined variable: pre_HTML in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/includes/bottom.php on line 22

Самые комментируемые посты

Топ комментаторов

    Notice: Undefined variable: comment in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63 Notice: Trying to get property 'comment_author_email' of non-object in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63
  • Dmitryleon
  • Notice: Undefined variable: comment in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63 Notice: Trying to get property 'comment_author_email' of non-object in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63
  • pavlo
  • Notice: Undefined variable: comment in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63 Notice: Trying to get property 'comment_author_email' of non-object in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63
  • Андрей
  • Notice: Undefined variable: comment in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63 Notice: Trying to get property 'comment_author_email' of non-object in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63
  • Олег
  • Notice: Undefined variable: comment in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63 Notice: Trying to get property 'comment_author_email' of non-object in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63
  • Владимир
  • Notice: Undefined variable: comment in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63 Notice: Trying to get property 'comment_author_email' of non-object in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63
  • Джо
  • Notice: Undefined variable: comment in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63 Notice: Trying to get property 'comment_author_email' of non-object in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63
  • Павел
  • Notice: Undefined variable: comment in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63 Notice: Trying to get property 'comment_author_email' of non-object in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63
  • Савелий
  • Notice: Undefined variable: comment in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63 Notice: Trying to get property 'comment_author_email' of non-object in /home/t/topant092/pol-z.ru/public_html/wp-content/themes/Aquarelle/functions.php on line 63
  • Владислав