3 поправки в закон защитят водителей от ошибочных и завышенных штрафов
Существующая система штрафов автомобилистов может в ближайшее время претерпеть изменения, если в закон будут внесены три поправки, которые защитят водителей от завышенных и ошибочно выставленных штрафов. Инициатором изменений выступил Общероссийский народный фронт (ОНФ) «Защита прав автомобилистов».
В мае текущего года в Министерство юстиции с рядом предложений о внесении поправок в новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) обратилась рабочая группа ОНФ. В ее составе — адвокаты и правозащитники, журналисты федеральных СМИ, руководители профильных профессиональных ассоциаций и общественных движений.
По мнению экспертов рабочей группы, за нарушения, выявленные при использовании автоматических средств фиксации, срок привлечения водителей к административной ответственности необходимо сократить до трех календарных дней. Согласно действующему КоАП, срок привлечения автомобилистов к ответственности исчисляется со дня, следующего за датой совершения правонарушения.
По общему правилу, этот период составляет два месяца. Снижение его до трех календарных дней позволит автовладельцам более качественно и оперативно отстаивать свои права в таких ситуациях, когда из-за некорректной работы средств автоматической фиксации выдается недостоверная информация и водитель получает ошибочный штраф.
Рабочая группа ОНФ также инициировала введение в КОАП системы предупреждений для водителей. Для ее применения предложен принцип разделения нарушений по степени риска, создаваемого на дороге. В этих целях вводится индивидуальный коэффициент, отражающий ту степень опасности, которую реально производит водитель и его автомобиль в процессе дорожного движения. Полученные данные позволят ранжировать автовладельцев по четырем группам риска — нулевой, низкой, средней и высокой.
К водителям с нулевой и низкой степенью опасности предложено в качестве наказания применять не штраф, а предупреждение. Как показывает практика, это достаточно действенный способ уведомить человека о том, что был зафиксирован факт нарушения ПДД и обратить его внимание на то, чтобы это не повторялось. Согласно данным статистики, люди из этой категории, получая штрафы, редко совершают повторные аналогичные нарушения.
Третья поправка, которую предложила внести в КоАП РФ рабочая группа ОНФ, направлена на применение упрощенной схемы снятия ответственности с автовладельца. Эта схема должна применяться в случаях, когда автоматические средства фиксации выявили нарушение ПДД автомобилем, за рулем которого находился не его владелец, а лицо, управляющее транспортным средством по доверенности.
Предложено прописать в законопроекте упрощенную процедуру освобождения собственника, не являющегося виновным лицом, от наложенного штрафа. Это должно сопровождаться подачей электронного уведомления от другого водителя, управлявшего автомашиной в момент совершения правонарушения.