Ремонтируем насос ГУРа самостоятельно
Отказ рулевого управления на ходу способен добавить седых волос даже самому опытному водителю. Произойти это может по разным причинам, однако правило тут действует всегда одно: ремонтировать надо немедленно. Сегодня речь пойдёт о ремонте насоса гидроусилителя руля. Поговорим о том, как и почему этот узел выходит из строя, и как с этим разобраться своими руками.
Устройство и основные причины неполадок
Главная задача гидроусилителя руля (ГУРа) — облегчить управление автомобилем. Кроме того, ГУР компенсирует удары при движении по неровной дороге и, что самое важное, при проколе переднего колеса ГУР снижает вероятность ДТП. Основной элемент ГУРа — насос, который, как и любой другой агрегат, может выйти из строя по следующим причинам:
- Уровень жидкости ГУР понижен из-за утечки в трубопроводе или в бачке.
- В систему ГУР попали посторонние примеси.
- Жидкость ГУР длительное время не менялась и полностью выработала свой ресурс.
- На стенках трубопроводов со временем возникли наслоения, затрудняющие циркуляцию жидкости, что ведёт к быстрому перегреву насоса.
- В системе трубопроводов появилась одна или несколько воздушных пробок.
Диагностика неисправностей ГУРа
Выявить неполадки с насосом достаточно просто. Вот основные признаки, на которые необходимо обратить внимание:
- Водителю требуется значительно больше усилий для того, чтобы повернуть руль при движении на небольшой скорости. Ещё больше усилий требуется, если автомобиль стоит и двигатель работает на холостых оборотах. Но после разгона эти проблемы исчезают.
- При повороте руля появляется характерный скрип, который хорошо слышен даже в кабине.
- Подшипник ГУР на холостых оборотах начинает издавать тонкий свист, который может пропадать при наборе скорости.
- При выезде со стоянки на асфальте видны пятна жидкости ГУР, а на самом насосе и трубопроводах видны характерные потёки.
В каких случаях придётся разбирать насос
Вот основные проблемы, при устранении которых без разборки насоса обойтись не удастся:
- Подшипник насоса ГУРа вышел из строя, при этом остальная система не пострадала.
- Нарушена герметичность сальников насоса и они нуждаются в замене.
- Износилась прокладка под задним кожухом насоса.
Необходимые инструменты для ремонта своими руками
- Комплект рожковых ключей.
- Комплект торцовых головок с воротком.
- Съёмник для стопорных колец.
- Отвёртка с плоским жалом.
- Комплект новых прокладок.
- Новые сальники.
- Новый подшипник насоса ГУРа.
- Шприц медицинский (больших размеров).
- Пустая ёмкость для слива жидкости из бачка ГУРа.
- Ветошь.
Как отремонтировать гидроусилитель руля
- С помощью рожковых ключей ослабляются болты крепления насоса. Затем откручивается натяжитель ремня ГРМ, после чего ремень снимается.
- Жидкость из бачка ГУР выкачивается шприцем и сливается в заранее подготовленную ёмкость. Когда бачок опустеет, руль несколько раз поворачивается влево и вправо. В результате остатки жидкости выдавливаются в бачок и выкачиваются шприцем.
- Хомут, с помощью которого шланг системы крепится к расширительному бачку, ослабляется с помощью плоской отвёртки, после чего шланг снимается вручную.
- Далее отсоединяется шланг высокого давления. Он удерживается болтом, который откручивается рожковым ключом на 10. Шланг снимается.
- Далее откручиваются скобы крепления насоса, он снимается и тщательно очищается от грязи и потёков масла. Делается это с помощью ветоши.
- Чтобы снять стопорное кольцо подшипника, используется съёмник.
- После снятия кольца откручиваются болты, удерживающие заднюю крышку насоса. После извлечения 4 болтов крышка аккуратно поддевается плоской отвёрткой и снимается. Открывается доступ к ротору насоса.
- Ротор снимается, из него извлекаются лопасти. Они укладываются на лист бумаги, каждой лопасти присваивается номер. Таким образом исключается путаница при обратной сборке.
- Открывается доступ к валу насоса. Он выбивается вместе с подшипником с помощью рукоятки отвёртки.
- Старый подшипник снимается с вала и заменяется новым. Вал помещается на место.
- Все изношенные сальники и прокладка под задней крышкой также заменяются, после чего производится обратная сборка насоса и он устанавливается на штатное место.
Как производятся работы по разборке на Шевроле Авео (видео)
Как видим, особой сложности ремонт насоса гидроусилителя не представляет. Добраться до него легко, разобрать тоже. Важный момент всего один: вынимать ротор нужно очень аккуратно, чтобы не допустить выпадения лопастей (на большинстве легковых автомобилей они ничем не закреплены). Лопасти из ротора нужно вынимать по одной, а при обратной сборке ставить их туда, где они были. Путаница категорически недопустима.