Самостоятельная замена подшипников на генераторе ВАЗ 2110
Рано или поздно владельцу автомобиля ВАЗ 2110 придётся менять подшипники на генераторе, поскольку все детали со временем изнашиваются. Конечно, заменить подшипники могут и в автосервисе, однако стоит такая услуга недёшево. А между тем, поменять подшипники можно и своими руками. О том, как произвести замену правильно, мы и поговорим в данной статье.
Назначение подшипников генератора ВАЗ-2110
[expert_bq id="15141"]
Назначение подшипников генератора очень простое: обеспечивать плавное и равномерное вращение ротора генератора. Оба подшипника: передний и задний находятся под защитными кожухами. И добраться до них можно только после демонтажа генератора и снятия защитных элементов.
[/expert_bq]
Когда необходимо менять?
Если генератор автомобиля в ходе работы начинает скрипеть и выть — это главный признак того, что необходимо срочно заменить подшипники. Вой, как правило, возникает из-за отсутствия смазки в сепараторах этих деталей. Как вариант, сепаратор подшипника может просто разрушиться из-за износа или усталостных напряжений.
Здесь есть один нюанс, о котором обязательно следует упомянуть. Иногда на ВАЗ 2110 из района генератора доносится не вой, а тонкий, едва различимый скрип, который автовладелец может принять за скрип вышедшего из строя подшипника. Но чаще всего это скрипит помпа или этот звук издаёт ролик на ремне ГРМ. Чтобы понять, что скрипит именно подшипник генератора, следует снять ремень. Если звук не пропал, значит, проблема именно в подшипниках.
Какие типы подшипников стоят на десятке: номера и размеры деталей
Подшипники в генераторах автомобилей ВАЗ 2110 закрытого типа, шариковые, однорядные, имеют двухстороннее уплотнение.
- Маркировка переднего — 6202 2RS (в отечественных каталогах под номером 180202).
- Задний подшипник — 6103 2RS (он же — 24940220).
Важный момент: выбирая подшипники, следует особое внимание уделить производителям их ступиц. Обычно ступицы подшипников ВАЗ 2110 производятся в Самаре, их маркировка — СП3-4.
Ещё на рынке можно встретить ступицы 23 ГПЗ (это Вологда) и 3 ГПЗ (это Саратов). Покупать подшипники, на которых ступицы не промаркированы, категорически не рекомендуется. Также нельзя покупать китайские генераторные подшипники, которые сейчас встречаются повсеместно, поскольку качество этих подшипников не выдерживает никакой критики.
Инструменты для замены своими руками
- Комплект генераторных подшипников (передний и задний).
- Комплект рожковых ключей.
- Отвертка с плоским жалом (средних размеров).
- Молоток.
- Тиски.
- Съёмник для шкива генератора.
Последовательность действий
- Отключается положительная клемма автомобильного аккумулятора.
- Теперь необходимо снятие ремня ГРМ, для этого с помощью рожкового ключа на 13 откручивается крепежная гайка, после чего из натяжителя рожковым ключом на 10 выкручивается фиксирующий болт.
- От генератора отключаются все провода, затем ключом на 13 откручивается его нижнее крепление, извлекаются болты и генератор снимается с автомобиля.
- Следующий шаг — разборка снятого генератора. Берётся ключ на 24 и откручивается генераторный шкив. Открутить его бывает не так-то просто, так что лучше всего воспользоваться тисками.
- После того как гайка шкива откручена, его надо снять с генераторной оси. Для этого следует воспользоваться съёмником, приобрести который можно в любом магазине автозапчастей.
- Удалив шкив, можно переходить к разборке корпуса, но перед этим надо снять щёткодержатель, регулятор напряжения, конденсатор и диодный выпрямитель. Всё это находится под пластмассовой крышкой.
- Для разборки корпуса потребуется выкрутить 4 крепёжных винта. Именно они удерживают 2 части корпуса вместе. Открутить эти винты удаётся далеко не всегда, поскольку они зачастую буквально привариваются к корпусу. Так что перед тем как их выкручивать, имеет смысл взять специальную жидкость (лучше всего — WD40), залить эти винты и немного подождать.
- После извлечения винтов переднюю генераторную крышку можно снимать. Именно в неё запрессован передний подшипник. Для того чтобы извлечь его оттуда, потребуется оправка, диаметр которой чуть меньше диаметра внешнего кольца подшипника (в качестве такой оправки подойдёт обрезок трубы подходящего диаметра). Труба устанавливается на кольцо и подшипник выбивается из крышки несколькими ударами молотка.
- В освободившееся место устанавливается новый подшипник и запрессовывается с помощью вышеуказанной оправки и молотка.
- Следующий этап — замена заднего подшипника. Чтобы заменить его, с генератора придётся снимать статор. Потом пластиковая опора этого подшипника выталкивается наружу (это можно сделать пальцами) и снимается с ротора. Только после этого можно будет добраться до заднего подшипника.
- Снять его со шкива можно тем же съёмником, который использовался для снятия переднего подшипника. После того как подшипник снят, новый запрессовывается с помощью молотка и оправки, однако диаметр оправки должен совпадать с внутренним, а не с внешним кольцом подшипника. Следует всячески избегать повреждений внешнего кольца. Кроме того, зажимать ротор генератора в тиски при запрессовке заднего подшипника категорически нельзя: задняя часть ротора очень мягкая, и от тисков на ней образуются задиры, которые могут помешать правильной сборке генератора.
- В идеале задний подшипник на ротор следует ставить с помощью гидравлического пресса. Если это невозможно, ротор во время запрессовки надо установить на деревянную поверхность, например шпалу или пенёк. А на резьбу (на ту, по которой на ротор наворачивается задний шкив) обязательно надо накрутить какую-нибудь гайку. Это позволит защитить витки резьбы от повреждения - эти витки тоже очень мягкие, как и вся задняя часть ротора, поэтому будьте предельно осторожны при запрессовке подшипника.
- После того как задний подшипник запрессован, производится сборка генератора в обратной последовательности.
Как поменять: пошаговое руководство на видео с комментариями мастера
[expert_bq id="15141"]
Другими словами, если подшипники в генераторе издают посторонние звуки, их надо менять, причём немедленно. Потому что выйти из строя могут не только они, но и весь генератор. Однажды его просто заклинит, его ротор перестанет вращаться, а фрагменты разлетевшегося сепаратора повредят генераторные обмотки. Такая деталь восстановлению не подлежит. Придётся менять весь генератор, а это весьма серьёзные деньги.
[/expert_bq]