Автомобильный журнал pol-z.ru
Show
Главная — 5 крутых советских внедорожников, которые не стали серийными /
8 Дек 2019

Как оказалось, в Советском союзе существовало несколько интереснейших прототипов внедорожников, так и не дошедших до серийного производства.

ГАЗ-М73

Модель носила необычное название «Украинец» и разрабатывалась параллельно с более известной М72. Полноприводный внедорожник планировался как простое и надежное решение для помощи в сельском хозяйстве.

В то время, как M72 строился на шасси ГАЗ-69 и формах «Победы», 73-я модель представляла собой более оригинальную задумку. Кузов выполнял несущую функцию и имел простой, но в то же время практичный дизайн. Единственным предметом унификации стал двигатель.

Зимой 1954 года завод представил два опытных экземпляра, выполненных в форм-факторах пикапа и купе. Затем машины тестировались около 14 месяцев для формирования заключений по поводу конструкции и основных узлов новинки. Испытания оказались довольно впечатляющими — M73 с легкостью передвигался по грунту и снегу благодаря меньшему весу и «мудовым» шинам.

К сожалению, средств для организации серийного производства у фабрики не оказалось и проект передали в столицу, где на его базе представили «Москвичи» 410 и 411.

Москвич-415/416

Разработка автомобилей датируется 1957 годом. Тогда завод МЗМА подготовил проект уникального кроссовера на базе собственной платформы. Новинка имела заметное сходство с внедорожниками американской армии Willys. Ключевое отличие моделей 415 и 416 заключается в особенностях крыши. В первой применяется мягкий брезентовый верх, а во второй — металлический.

За производительность отвечал силовой агрегат, известный по модели М-407. При номинальном объеме в 1,3 литра мотор выдавал всего 45 л.с., чего было крайне мало для более крупной машины.

Во время первых испытаний представители завода столкнулись с довольно серьезными проблемами — кузов имел недостаточную жесткость, а раздаточная коробка постоянно ломалась и требовала доработки. Вместе с тем, дискомфорт вызывала крайне слабая шумо- и виброизоляция внедорожника.

Тогда руководство компании приняло решение направить силы на модель 407 для увеличения экспортного потенциала. Позднее от 410-й и 411-й отказались, а 415-е семейство так и не запустили в массовое производство.

Москвич-2148/2150

В 1970 годах правительство Советского союза приняло решение вернуться к идее небольшого внедорожника для сельской местности. В основу концепции легли вышеописанные модели 415/416 - модификации также предполагали установку как мягкой, так и жесткой крыши. Более того, черты дизайна были практически неизменными за исключением некоторых элементов лицевой части автомобиля. В качестве силового агрегата выступал 1,47-литровый мотор М-412 на 75 л.с.

Во время испытаний первых прототипов выяснилось, что внедорожник требует многочисленных доработок. Неудивительно, ведь большая часть основных узлов была разработана десятью годами ранее и заметно устарела. Отдельного внимания заслуживала раздаточная коробка, которая слабо соответствовала своему времени даже в 60-х годах.

Причина сворачивания производства идентична предыдущей попытке создать собственный кроссовер — «Москвич» не имел свободных ресурсов и площадей для модификации проектов. Поэтому от идеи отказались и во второй раз.

Иж-5/14

Разработка модели была приурочена к участию в тендерном состязании от правительства СССР. За право стать первым гражданским внедорожником боролась ВАЗ-Э2121, «Москвич»-2150 и ИЖ 5/14. Как нетрудно догадаться, «Нива» победила, ведь у столичного завода были серьезные проблемы с опытными образцами, а «Иж» находился под руководством Министерства обороны, что заметно усложняло процесс выпуска машины для гражданского сегмента.

Впрочем, необычный проект 5/14 также заслуживает внимания. Созданием автомобиля занималась группа молодых специалистов, которые прибегли к строгим формам кузова и больше сосредоточились на ходовой части внедорожника. Несущая конструкция, двигатель и раздаточная коробка были позаимствованы с культового «Москвич-412», а вот подвеске пришлось уделить больше внимания. Передняя часть подверглась модернизации, а заднюю «торсионку» пришлось создавать с нуля.

Позднее в 1972 году конструкторы завода презентовали усовершенствованную версию машины. Последняя получила современный кузов и унифицированную с 412-й моделью рессорную подвеску для более высоких показателей ремонтопригодности.

ЛуАЗ-1301

В восьмидесятых годах на Луцком автозаводе инженеры начали работу над новой модификацией внедорожника. В основе модели лежало проверенное временем шасси от достаточно успешного ЛуАЗ-969М, но элементы кузова были уникальными.

По сравнению с предшественником модель 1301 могла похвастаться рациональными новшествами, в числе которых находились: пневмобаллоны для изменения клиренса, постоянный полный привод с блокировкой межосевых дифференциалов и пружинная подвеска.

Примечательно, что существовала модификация Proto. Ее созданием занималось ленинградское подразделение НАМИ. Автомобиль крайне походил на Jeep Wrangler благодаря трансформируемым деталям кузова.

Обе машины так и не поступили в производство, но их история на этом не заканчивается. Позднее ЛуАЗ продолжила доработку и модификацию внедорожника — демонстрационные экземпляры выходили в форм-факторах пикапа, авто специального назначения и даже 6х4. Настойчивости специалистов Луцкого автозавода можно было позавидовать, ведь последний прототип был представлен только в 2002 году.

У отечественных конструкторов была масса интересных и самобытных идей, но, к сожалению, большая их часть продолжает оставаться «на бумаге».


Добавить комментарий

 

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *