Советские авто, которые пришлись по душе европейцам
В СССР автомобиль был предметом роскоши и показателем эксклюзивности. Но легендарные машины того автопрома были мечтой не только граждан Советского Союза. Их ждали как в дружественных странах, так и на далеком Западе.
ГАЗ-М20 Победа
Дебютантом в экспорте стал автомобиль Газ-М20 «Победа». Эта модель стала ошеломительным прорывом в советской автоиндустрии. Хорошая динамика и управляемость вкупе с комфортным салоном, давали достойную конкурентоспособную машину.
Начиная с 1949 года, ее стали отправлять на продажу в Финляндию, Бельгию, Англию и другие страны. В частном порядке «Победа» добиралась даже до Соединенных Штатов.
ГАЗ-21 Волга
Улучшения «Победы» привели к появлению нового автомобиля - Газ-21 «Волга». Производилась данная модель сразу в двух комплектациях – обычной — это были авто для внутреннего рынка, и улучшенной - для зарубежного. Экспортировалась она в 43 страны в объеме до 3000 штук в год.
Улучшенная версия обладала более мощным мотором, подвесными педалями, аудиосистемой и отопителем. Изначально инженеры экспериментировали с отечественными движками, но с подачи компании Scaldia-Volga, которая занималась продажей автомобилей в Европе, стали устанавливать иностранные двигатели.
Так, под капотом нашей Волги побывали дизельные Perkins Four 1,6л, Indenor 1,9 л. и Rover в 2,3 л.
ЗАЗ-965
С 1960 года в дальние страны уезжают совершенно новые машины. Запорожец, или «Горбатый», в Европе принимали совершенно под другими именами - Jalta, Eliette и ZAZ. Настоящее имя иностранцам было слишком трудно запомнить.
Эта микролитражка, в комплектации для экспорта, отличалась не только названием, но и внутренним содержанием. У нее изначально на левом крыле было зеркало заднего вида, ей добавляли дополнительную шумоизоляцию, радиоприемник, пластиковый бачок омывателя (в отличие от резинового в обычных машинах) и даже пепельницу. А к индексу автомобилей приписывали букву «Э» и полное название марки звучало как ЗАЗ-965Э (Э — экспортный).
«Горбатые» составляли порядочную конкуренцию зарубежным авто, как в цене, так и по качеству. Оборот экспорта достигал четыре-пять тысяч автомобилей в год.
Москвич-408
«Москвичей»-408 завод МЗМА начал выпускать в 1964. В том же году автомобиль показали и на выставке в Лондоне.
Авто поставляли во Францию, Восточную и Северную Европу, в Германию. Но только под другими именами - Carat, Scaldia, Elite. Это происходило потому, что использовать ноль в середине цифровых индексов в странах Европы было невозможно. Данное право было отдано в полное владение компании Peugeot. Поэтому выкручивались как могли.
Экспортные модели обладали усиленным двигателем, более привлекательной отделкой салона и четырехфарной решеткой. В комплектацию предназначенного для жарких стран Москвича 408Ю входила улучшенная система вентиляции. Для Англии же предназначался 408П, и «П» сообщала о том, что руль будет справа.
ВАЗ Классика
Так называемые «классическое семейство» началось с «копейки» - ВАЗ-2101. Именно на базе данной модели появился универсал 2102, и далее модификации шли до «семерки».
ВАЗ, в зарубежном варианте, для более простого и мелодичного произношения, становился Lada.
Комплектации автомобилей варьировались в зависимости от особенной стран-импортеров. Так, для Англии руль в машинах находился справа, имелся очиститель фар и датчик ремней безопасности, которые не были пристегнуты.
Для Финляндии в комплекте с Lada шли зеркала заднего вида, диски на литье, усиленная шумоизоляция, люк и спойлеры. Существовали даже 1500 турбо-«семерок», с турбированными двигателями на 110 лошадиных сил.
Эти красотки получили название Konela Lada-2107 Turbo. Также большая часть машин на экспорт комплектовалась 3-ступенчатым «автоматом» от General Motors, вместо обычной механики.
УАЗ-469
Ошеломительный успех этого внедорожника начался еще с его предыдущей модификации. Это был 1972 год и первый зимний ралли для полноприводных автомобилей. Неимоверно сложная трасса, пролегающая по руслу горной реки.
Победу одерживает итальянский гонщик Марторелли на ГАЗ-69М. Итальянец настолько впечатлен автомобилем, что предлагает отечественному «Автоэкспортому» наладить поставки последней модели — УАЗ-469.
В результате этой коллаборации, начиная с 1973 по 1999 года, автокомпания Martorelli продала свыше шести тысяч «Уазов» на Апеннинах. Экспортные модели дополнялись гидроусилителями, и дизельными двигателями Peugeot.
ЛАДА Нива
В 1977 году стартует производство легендарной ВАЗ-2121 «Нива». Детище тольяттинских инженеров, созданное полностью самостоятельно, без отсылок на когда-либо существовавшие авто. Нива получила звание лучшего в своем классе автомобиля на международной выставке в Брно в 1978 году и забрала золотую медаль.
Больше всего эту красотку полюбили страны с пересеченной местностью и горными ландшафтами — Австрия (где она называлась Lada Taiga), Великобритания (Lada Cossack), Греция, Исландия.
Интересен тот факт, что на Родине ВАЗ-2121 не был так популярен. В нем было слишком мало места для городского автомобиля и не очень высокая проходимость в условиях настоящей грязи. Поэтому большая часть производимых внедорожников уходила с родного рынка на зарубежные.
Любовь европейцев к этому машине появилась не просто так. «Нива» стала первым в мире кроссовером — автомобилем, который прекрасно себя чувствовал как на бездорожье, так и на асфальте. Именно советская «ласточка» дала начало одному из самых популярных классов автомобилей нашего времени - малых городских полноприводных машин.
Компактность, проходимость и доступность только увеличивали спрос.
Ниву, помимо Советского союза, собирали еще в шести странах мира: Канаде, Греции, Чили, Бразилии, Панаме, Эквадоре, а экспорт шел в более чем в 100 государств.