От Тосканы до Наташи: советские авто, которые делали для зарубежных покупателей
Изделия отечественной автомобильной промышленности во времена Советского Союза пользовалась популярностью и в зарубежных странах, особенно в государствах социалистического лагеря. Но многие автолюбители и не догадываются, насколько разнообразными были экспортные модели.
Lada Toscana
Автомобиль впервые был представлен в 1985 году и предназначен для внутреннего рынка Германии. В большей степени модель была усовершенствованной версией традиционной «семерки», но с 1,5-литровым двигателем от ВАЗ-2103. Мотор выдавал относительно скромную мощность — 57 кВт при пиковом крутящем моменте в 106 Нм.
Примечательно, что все экземпляры «Toscana» были выполнены в красном цвете под названием «Коррида» с характерными светлыми полосами вдоль боковых частей кузова. Из особенностей модификации также стоит выделить наличие спойлера и противотуманных фар «Hella», люка от компании «Britax», боковых зеркал «Hagus» и фирменных колпаков.
В продаже «Тоскана» пробыла чуть более года. За этот период с конвейера сошло примерно 800 машин. Поэтому модель по праву можно считать редкой и в некотором смысле коллекционной.
Lada Nova Spezial
Модель также отправлялась на экспорт в ГДР. Вышедшая в 1983 году «Nova Spezial» стала частью проекта по масштабной продаже автомобилей на базе ВАЗ-2105. Один из самых крупных автодилеров в Германии «Deutsche-Lada GmbH» способствовал усовершенствованию комплектации и даже выходу версии модели с обновленным дизайном.
К ключевым отличиям этой модификации от базовой можно отнести фирменный внешний вид, боковые зеркала «Hagus», диски «Melber» и спойлер от «PFEBA». Кроме того, из особенностей автомобиля также стоит отметить твердые дверные внутренние панели и уникальную синюю отделку салона машины.
В качестве силового агрегата применялся двигатель и коробка переключения передач от «тройки», но объемом 1,3 л. Мотор обладает меньшей мощностью по сравнению с 1,5-литровым «собратом», зато имеет небольшой расход топлива.
Konela Lada-2107 Turbo
Проект представляет собой совместную работу отечественных дилеров ВАЗ и финской компании «Konela-Auto». Выпуск экспортной модификации модели под номером 2107 приходился на период с 1984 по 1986 год.
Ключевым отличием от серийной машины, как нетрудно догадаться, стал турбированный двигатель. Мощность мотора возросла до 110 л. с., а максимальная скорость — до 180 км/ч. Экстерьер также получил незначительные доработки в виде нового переднего бампера и боковых «юбок», а задний элемент пассивной защиты был попросту окрашен в цвет кузова. Кроме этого, автомобиль оснащался небольшим антикрылом, механическим люком и легкосплавными дисками.
Тираж машины составил около 1 500 экземпляров, часть из которых была ввезена обратно на территорию СССР отечественными автоэнтузиастами.
Lada 4x4 Niva Plein Soleil
Одной из самых успешных советских машин в Европе по праву считалась «Нива». Покупатели из Бельгии, Канады, Германии и Франции выбирали этот внедорожник за его неприхотливость и оптимальное соотношение «цена-качество». Если на территории России в начале 80-х годов была доступна единственная трехдверная версия кроссовера, то в западные страны поставляли фургоны, пикапы и даже кабриолеты.
Эксклюзивная модель «Niva Plein Soleil» стала совместным творением отечественных инженеров и французской компании-импортера Жан-Жака Пока. В 1982 году кузовное ателье «Lebranchu» продемонстрировало готовое решение на базе ВАЗ-2121. Им стал неординарный внедорожник без задней части крыши.
На самом деле, производство такой автомашины было максимально экономно и прагматично — специалисты попросту отрезали часть кузова, добавляли декоративные элементы, люк и мягкую крышу.
Из особенностей автомобиля также стоит выделить силовой агрегат необычной «Нивы». Кроме традиционного бензинового мотора, сбытовая сеть «Poch» предлагала экономичную дизельную установку, производимую компанией «Renault».
УАЗ-452 Adventure Safari
Пожалуй, это один из самых оригинальных проектов на базе культовой «буханки». Авторами этого творения стали итальянские специалисты из ателье «Scheippati». Концепция машины заключалась в создании компактного, проходимого и выносливого домика на колесах.
Водительская кабина осталась практически неизменной, зато салон был оборудован, как малогабаритная квартира. Кухонный блок состоял из газовой плиты с двумя горелками, мойки и небольшого холодильника объемом в 42 л. Кроме того, нашлось место для маленькой «комнатки» позади водительского места. В ней располагалась раковина и биотуалет «Porta Potti».
Автомобиль был оснащен двумя баками для питьевой воды объемом до 200 л и электронасосом для принудительной циркуляции воздуха. В конце салона располагался диван-раскладушка на два полноценных спальных места.
На выбор покупателей предлагались несколько силовых установок — традиционный бензиновый мотор и дизельный двигатель от «Fiat» или «Peugeout». Объем топливного бака в 86 л позволял преодолевать расстояние до 600 км.
Lada Natasha
Из-за особенностей климата Советского Союза отечественные автопроизводители редко задумывались о создании автомобиля типа «кабриолет». Но иногда можно встретить уникальные модификации знакомых моделей. Ярким тому примером стала «Lada Natasha».
Автомобиль, как нетрудно догадаться, строился на базе ВАЗ-2108. Проект стал совместной разработкой бельгийской компании «EBS» и дилерского центра «Scaldia-Volga». Ключевой особенностью «Natasha» стала мягкая складывающая крыша. Разумеется, для сохранения жесткости кузова была проделана серьезная работа по укреплению проблемных мест. В итоге модифицированная «восьмерка» хотя и радовала в жаркий летний сезон, но была на 70 кг тяжелее базовой версии.
Кабриолет выпускался ограниченными партиями с 1990 по 1995 год, а общий тираж составил всего 456 экземпляров. Основными странами-покупателями стали Франция и Германия.