Суровое авто: 6 легендарных советских машин, которыми до сих пор пользуются в российской армии
В российской армии постоянно проходит модернизация ее технического обеспечения. На смену старому автопарку приходят новые модели машин. Однако помимо обновленных автомобилей, до сих пор успешно используются также и те, которые остались еще от советской и постсоветской эпохи. Шесть таких марок и будут представлены в этом обзоре.
УАЗ-3151
Этот автомобиль был принят на вооружение в 1971 году, и он до сих пор является основным автомобилем для командирского состава. Сначала эта марка называлась УАЗ-469, и только после того, как в 1985 году ее основательно модернизировали, она получила индекс 3151, который закреплен за ней и по сегодняшний день.
К 2015 году Министерство обороны РФ планировало заменить УАЗ 3151 на более современные образцы техники. В качестве замены ему назывались УАЗ «Патриот» и внедорожник «Скорпион», который выпускался ЗАО «Корпорация Защита». Однако до сих пор «дедушка» советского автопрома успешно несет свою нелегкую службу в российских войсках.
ГАЗ-66
На вооружение советской армии этот автомобиль, прозванный в народе «Шишига» из-за индекса 66, был поставлен в 1964 году. Это был уникальный грузовик для своего времени. А его проходимость по бездорожью была вне конкуренции. Использовался он в основном для перевозки личного состава, потому что из-за короткой базы как грузовик был очень неустойчив.
Во время афганской войны проявился его главный недостаток – при подрыве на минах ГАЗ 66 становился опасен для людей, которые в нем находились из-за двигательного отсека, смещенного в сторону кузова.
Да и особой любви водителей он не снискал из-за расположения рычага КПП за спиной и неудобную посадку. В настоящее время эта марка почти снята с вооружения, но в некоторых частях продолжает использоваться как штабной автомобиль.
ГАЗ-3308 «Садко»
Строго говоря, этот автомобиль относится не совсем к советскому периоду. Хотя его разработка началась в конце восьмидесятых годов прошлого века, его производство и поставки в армию начались с 1996 года.
Эта марка изначально планировалась как замена легендарной «Шишиге», то есть ГАЗ 66. Первоначально он выходил с бензиновым двигателем, а с 2003 года на нем установили дизель.
Очень большим плюсом для армии, у которой в тот период было скудное финансирование, стала цена, почти равная стоимости ГАЗ-66. Это было достигнуто путем унификации с уже существующими марками. Как минус можно отметить, что применяемая гражданская рама не в полной мере удовлетворяла требованиям нагрузок для военной техники.
В новейшей истории эти машины отлично зарекомендовали себя в военных операциях в Сирии. Их проходимость и неприхотливость заслужила высокую оценку от участников боевых действий.
КамАЗ-4326
Этот универсальный грузовой автомобиль также начал разрабатываться еще в 80х годах прошлого столетия, но в серийное производство был запущен только в 1995 году, когда и поступил на вооружение.
Благодаря поставкам этого автомобиля, армия наконец-то получила в свое распоряжение машину среднего тоннажа с дизельным агрегатом. КамАЗ, благодаря лучшей управляемости и плавности хода, стал серьезным конкурентом своим капотным собратьям. Единственный недостаток, который отмечают у этой марки – высокий расход топлива, который равен примерно 40 литрам на 100 километров пробега.
Спортивная модификация КамАЗ-4326 принимает участие в знаменитом авторалли Париж - Дакар.
«Урал»-4320
Эта машина начала поставляться в армию с 1977 года. Необходимость разработки такого автомобиля появилась из-за того, что на подобных марках машин использовались бензиновые двигатели, которые потребляли до 70 литров топлива на 100 километров пробега. Это затрудняло использование техники в гарнизонах, которые были труднодоступны для доставки топлива.
Дизельный двигатель ЯМЗ, который на нем установлен теперь, помог решить эту проблему, и машина до сих пор состоит на вооружении в ВС. Он и по сегодняшнее время выпускается на заводе в Миассе и используется для перевозки людей, грузов, а также в качестве шасси для орудий. В последнее время выпускается его бронированная версия для использования в зоне боевых действий.
«Урал»-5323
В армию этот мощный автомобиль начал поставляться с 1989 года. История создания этой сверхтяжелой четырехосной машины получилась долгой и трудной. Попытки унификации с предыдущими разработками не всегда оказывались удачными. Поэтому, хотя разработка этой техники началась в шестидесятых годах, но только в конце восьмидесятых появились первые опытные образцы. Современный вид эта машина окончательно приобрела в конце девяностых годов.
В армии его используют в основном как шасси для зенитных орудий и гаубиц, но также он эксплуатируется и для транспортировки людей и грузов. С 2000 года выпускается бронированная модификация «Урал»-5323-23. На сегодняшний день, похоже никакой альтернативы замены «Урал»-5323» не намечается.
Надежность и универсальность техники, которая разрабатывалась и запускалась в серийное производство в советское время и даже в постсоветский период, доказала свое превосходство за время эксплуатации этой техники в тяжелых условиях армейской службы. Многие из рассмотренных выше марок автомобилей до сих пор не имеют альтернативы по использованию их в войсках.