Замена крестовины карданного вала ВАЗ 2107 своими руками
Карданный вал на ВАЗ 2107 и всё, что к нему прилагается, автолюбители меняют не очень часто. Тем не менее иногда это случается. И чаще всего это происходит из-за так называемой крестовины. О том, как самостоятельно заменить этот узел, мы и поговорим в данной статье.
Устройство и функции крестовины карданного вала
Когда автомобиль не загружен, его мост располагается ниже, чем коробка передач. Если машина сильно нагружена или едет по неровной дороге, мост постоянно перемещается вверх и вниз. К мосту крепится карданный вал. Следовательно, его угол наклона тоже постоянно меняется. Назначение этого вала в том, чтобы передавать крутящий момент с двигателя на колёса. К нему крепится крестообразный шарнир, называемый крестовиной. Она позволяет эффективно передавать крутящий момент с двигателя на колёса независимо от положения кардана.
Причины и признаки неисправности на ВАЗ 2107
Проблемы с крестовиной, как правило, возникают по одной причине: в ней изнашиваются сальники, после чего в подшипники крестовины попадает грязь. Она начинает работать как абразивный материал, в результате подшипники преждевременно изнашиваются и разрушаются.
Существует ряд характерных признаков износа крестовины:
- Во время движения автомобиля в районе кардана слышны щелчки и другие посторонние звуки.
- Когда автомобиль трогается с места, слышен характерный скрип, который обычно пропадает после того, как машина разгонится.
- Появляется сильное биение карданного вала, которое чувствуется даже из кабины.
- Возникает сильный люфт крестовины, который чувствуется, если кардан подвигать вверх-вниз руками (для этого лучше спуститься в смотровую яму).
Необходимые для замены инструменты
- Комплект рожковых ключей.
- Комплект торцовый головок с воротком.
- Новая крестовина.
- Молоток.
- Плоскогубцы.
- Напильник круглого сечения.
- Круглогубцы для снятия стопорных колец.
- Съёмник для подшипников.
- Металлическая щётка.
- Противооткатные башмаки.
Как снять и заменить
- Автомобиль устанавливается на смотровую яму, под колёса подкладываются противооткатные башмаки.
- До начала работы на карданный вал, крестовину и коробку передач мелом наносятся метки, показывающие положение деталей друг относительно друга. Это делается для облегчения обратной сборки.
- После нанесения меток откручиваются 4 гайки, которыми вал крепится к фланцу моста. Затем откручиваются 2 гайки, удерживающие опору подвесного подшипника, и конец вала отсоединяется от коробки передач.
- Из пазов карданного вала с помощью острых круглогубцев извлекаются стопорные кольца. Извлекаются они и из шарнирной вилки.
- После этого из проушин выбиваются пробки. Это делается с помощью молотка и обрезка трубы, диаметр которой должен быть чуть меньше диаметра проушины.
- Как только пробки на вилке полностью выбиваются, крестовина освобождается от одной вилки. Две других пробки выбиваются аналогичным способом, после чего крестовина полностью снимается.
- Проушины после извлечения пробок тщательно выравниваются напильником и протираются ветошью. Наличие там зазубрин и грязи совершенно недопустимо.
- После зачистки крестовина собирается. Она заводится в проушины кардана, после чего одна пробка слегка вбивается молотком и трубкой в проушину.
- Теперь крестовина вставляется в подшипник, затем пробка забивается до тех пор, пока не дойдёт до проточки стопорного кольца. Кольцо устанавливается на место.
- Далее вал переворачивается и через трубку по крестовине наносится несколько ударов (чтобы пробка на противоположном конце вышла из проушины и показался паз стопорного кольца). Это делается для максимального увеличения зазора между крестовиной и обеими пробками. После этой операции крестовина должна вращаться совершенно свободно, заклинивание и тугое вращение недопустимо.
- Теперь забивается вторая пробка. Она забивается точно так же, как и предыдущая, до паза стопорного кольца.
- После установки второй пробки и кольца подвижность крестовины вновь тщательно проверяется.
- Аналогичным образом пара пробок устанавливается и в вилку кардана, причём вилка присоединяется к крестовине в соответствии с ранее нанесёнными метками. Таким способом полностью исключается дисбаланс кардана и появление нежелательных биений.
- Кардан с новой крестовиной устанавливается на место, производится обратная сборка всех узлов.
Видео: Как снять и заменить крестовину кардана
Важные моменты
- Выполняя зачистку проушин, не следует забывать и о пробках, а точнее о пазах пробок, в которые устанавливаются стопорные кольца. Они тоже должны быть чистыми. Лучше всего перед установкой колец протереть пробки керосином.
- Трубка, используемая в качестве проставки при установке пробок, не должна быть стальной. Металл должен быть мягким, идеальный вариант — бронза или медь. В крайнем случае можно использовать алюминий (хорошо подходит обрезок старой лыжной палки).
- Устанавливать вторую пробку намного сложнее, чем первую. Однако бить по ней изо всех сил категорически нельзя — она легко деформируется, а может и расколоться. Если пробка не входит в проушины, лучше извлечь её, немного повернуть и попытаться аккуратно вбить снова. Операцию повторять до тех пор, пока не будет найдено оптимальное положение, при котором пробка войдёт в проушину ровно и плотно.
Операция по замене крестовины на первый взгляд кажется простой, но это впечатление обманчиво. Главная трудность обозначена выше: установка вторых пробок. Начинающий автолюбитель, меняющий крестовину впервые, на этом этапе может потерять терпение и постарается вбить пробку, ударив по ней изо всех сил. Это большая ошибка: разбив одну пробку, придётся покупать новую крестовину целиком, так как по отдельности эти пробки почти нигде не продаются.